Для обеспечения правильной работы любого двигателя внутреннего сгорания необходимо масло. Масло в двигателе смазывает трущиеся части, предотвращая при этом износ деталей. Масло выводит продукты износа и тепло из зоны трения в картер, благодаря чему повышается ресурс двигателя и срок его службы.

По классификации API все масла делятся на три категории:

  • S (Service) – масла для использования в бензиновых двигателях.
  • C (Commercial) – категория масел, предназначенных для использования в дизельных двигателях.
  • EC (Energy Conserving) – ряд энергосберегающих масел для бензиновых двигателей.

Особенности масла для бензинового двигателя

Топливо в бензиновом двигателе сжигается более полноценно и в нём меньше серы, поэтому моторному маслу для бензиновых двигателей не предъявляется каких-либо специфических требований. Гораздо важнее принять во внимание, что рабочие обороты бензинового двигателя выше, чем рабочие обороты дизельного двигателя.

Исходя из этих условий, становится видно, что масла для бензиновых двигателей менее подвержены окислению (в результате малого количества серы после сжигания топлива), однако должны обеспечивать надёжную смазку и защиту деталей при высоких оборотах, то есть масла должны обеспечивать стабильную вязкость.

Особенности масла для дизельного двигателя

Дизельные двигатели в силу своих особенностей имеют очень высокую степень сжатия, поэтому очень велика вероятность прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя (где находится масло). Из-за того, что в дизельном двигателе сложно достичь полного сгорания топлива, в отработанных газах всегда содержится много сажи и серы. Выхлопные газы, попав в картер, за счет большого содержания сажи и серы, вызывают быстрое окисление (или ещё иначе говорят «старение») моторного масла, в результате чего масло теряет свои свойства. В связи с этим, в масле, используемом в дизельных двигателях, должен содержаться пакет присадок, препятствующий его окислению и большее количество моющих присадок.

Можно ли взаимозаменять?

Практически все масла, как для использования в бензиновых двигателей, так и для дизельных, имеют одну основу. Существенное отличие заключается лишь в пакетах присадок, которые закладывает в свои масла производитель. В дизельных моторных маслах, как правило, не применяются модификаторы трения, поэтому использование специального дизельного масла в бензиновом двигателе на повышенных оборотах приведёт к повышенному износу трущихся деталей.

Дизельные двигатели более теплонагружены, поэтому пакет присадок против износа начинает работать при более высоких температурах, чем в бензиновом двигателе, отсюда опять же повышенный износ. Так же масла для дизельного двигателя имеют повышенное щелочное число (присадки на основе магния), в отличие от бензиновых масел (присадки на основе кальция).

Подводя итоги, можно сказать, что масло для дизельного двигателя, при использовании его в бензиновом двигателе, хоть и сможет его хорошо отмыть, но приведёт к повышенному износу деталей. Специальное масло для бензинового двигателя при использовании в дизельном двигателе, наоборот, приведёт к быстрому загрязнению мотора, отложению сажи. Само масло при этом быстро придёт в негодность.

Однако, существуют масла, которые допускается лить как в бензиновый, так и в дизельный двигатель. Такие масла имеют по API спецификацию, содержащую буквы и C и S, например SG/CB. Такие масла называют универсальными.

Универсальные моторные масла

Универсальные моторные масла разработаны, в первую очередь, для таких автопарков, в которых используется смешанный тип техники. Их можно добавлять как в бензиновые, так и в дизельные двигатели.

Существуют также универсальные масла, которые можно добавлять в трансмиссию. Эти масла удовлетворяют всем требованиям API для разных типов масел. В результате того, что основа масел остается той же, производителю оставалось только подобрать пакеты присадок, позволяющих использовать масло, как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Сбалансированный пакет присадок позволяет таким маслам сохранять вязкость при высоких оборотах двигателя, имеют хорошие моющие свойства, в них присутствует противоокислительный пакет присадок, не позволяющий маслу быстро стареть.

Универсальные масла имеют двойную спецификацию, и, в зависимости от того, какая спецификация идёт первой – для двигателя того типа оно больше и предназначено. Например SG/CB говорит о том, что масло в большей мере предназначается для использования в бензиновом двигателе, но имеет все допуски, позволяющие его применять в дизельном двигателе.

Следует заметить, что универсальные масла не так хороши, как кажется на первый взгляд. Характеристики у них, зачастую, «усредненные», то есть, хоть и имеет хорошие моющие свойства для дизельных двигателей, но эта способность ниже, чем у специального дизельного масла. Поэтому, при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях и с плохим топливом – лучше использовать специальные масла.