Моторное масло в двигателе автомобиля играет несколько очень важных функций. Основной функцией является создание масляной плёнки на трущихся поверхностях деталей. Благодаря этому значительно уменьшается износ деталей, и срок эксплуатации двигателя значительно вырастает. Однако, масло имеет и такое неприятное свойство как «старение», при котором оно теряет свои функции. Поэтому, для долгой работы двигателя периодически требуется его менять.

Как часто нужно менять масло?

Несмотря на то, что производители рекомендуют менять масло раз в 10-15 тысяч километров, частота замены масла для каждого автомобиля будет индивидуальной.

  • В зависимости от сложности условий эксплуатации. Регламентный пробег до смены масла не учитывает сложные условия эксплуатации. В городском режиме и пробках масло стареет гораздо быстрее, поэтому рекомендуется замена масла в два раза чаще. Оптимальный пробег – 7,5 тыс.км.
  • В зависимости от времени эксплуатации. Вне зависимости от пробега рекомендуется менять масло раз в 12 месяцев, поэтому, если автомобиль за год не проехал регламентные 10-15 тыс.км, масло всё равно потребуется заменить.
  • В зависимости от режима езды. Агрессивная и энергичная езда на повышенных оборотах не идёт на пользу маслу, масло при этом испытывает довольно сильные нагрузки в парах трения и большое количество циклов разгон-ускорение, поэтому, при такой манере езды замена масла происходит чаще.
  • В зависимости от года выпуска автомобиля. Если автомобиль новый и находится на режиме обкатки, то масло потребуется менять раз в 5-7 тыс.км. Если автомобиль уже имеет значительный пробег, тогда менять масло можно реже, но учитывая условия эксплуатации.
  • В зависимости от типа масла. Минеральные и полусинтетические масла требуют замены гораздо чаще, чем масла на синтетической основе. Необходимо следить за состоянием масла, чтобы понять периодичность его замены.
Суммируя все эти факторы, можно сказать, что рекомендуемая периодичность замены масла составляет примерно 6-7,5 тыс.км. (или 12 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше). Так же сильно грязное (черное) масло подлежит замене (вне зависимости от пробега).

Какие инструменты и материалы понадобятся?

Самостоятельно заменить масло в автомобиле не очень сложно, эту операцию под силу провести каждому автолюбителю. Для самостоятельной замены масла в автомобиле потребуются следующие инструменты и материалы.

  • Смотровая яма или эстакада. Необходима для удобного доступа к сливной пробке и масляному фильтру. При отсутствии эстакады или смотровой ямы иногда можно обойтись домкратом (для доступа к пробке потребуется снять колесо).
  • Набор ключей для отворачивания сливной пробки картера автомобиля. Лучше всего использовать накидные ключи или головку. Рожковыми ключами можно легко повредить грани сливной пробки, она может прикипеть и для того, чтобы её отвернуть, может потребоваться немалое усилие.
  • Ключ для откручивания масляного фильтра (или отвертка). Для того чтобы открутить масляный фильтр потребуется специальный ключ или приспособление. В случае отсутствия ключа, в зависимости от расположения масляного фильтра, его можно проткнуть крепкой отверткой и открутить (действовать нужно аккуратно, в фильтре может находиться масло).
  • Емкость для старого масла. Сливать старое масло на землю или на пол гаража – как минимум не эстетично, поэтому, в качестве емкости для старого масла, отлично подойдет невысокий тазик или обрезанная канистра.
  • Воронка. Необходима для того, чтобы залить новое масло в двигатель не пролив его. В случае её отсутствия можно самостоятельно изготовить воронку из пластиковой бутылки необходимого размера.
  • Средства гигиены и тряпки. Для того чтобы не испачкать себя и окружающие предметы, необходимы, как минимум, резиновые перчатки. Тряпка нужна для того, чтобы стереть подтеки масла на двигателе (или на полу).
  • Новое масло и фильтр, которое, соответственно будет залито в двигатель автомобиля.

Пошаговая инструкция

Этапы замены масла:

  • Подготовка. Перед тем, как приступить к смене масла, необходимо загнать автомобиль на эстакаду или расположить его над смотровой ямой. Для безопасности необходимо под колёса подставить колодки или же поднять ручной тормоз. Если присутствует защита картера, на которой отсутствуют специальные технологические отверстия для доступа к сливному болту – необходимо её демонтировать. Перед тем, как открутить сливную пробку необходимо прогреть двигатель, жидкое масло стекает лучше. Под сливную пробку ставят емкость для слива старого масла (тазик). Следует тщательно вытереть двигатель в районе сливной пробки и заливной горловины во избежание попадания внутрь двигателя нежелательной грязи.
  • Слив старого масла. Выполнив подготовку, можно перейти непосредственно к процедуре слива масла. Аккуратно, стараясь не повредить грани, необходимо ослабить сливную пробку на картере, затем под отверстие подвинуть емкость для слива. Ослабленная пробка легко выкручивается рукой без лишних усилий. Поначалу напор масла может быть большим, поэтому следует ровно расположить тазик, чтобы масло не пролилось мимо. Открутив сливную пробку, дают несколько минут для того, чтобы всё масло стекло.
  • Замена фильтра. После того, как всё масло стечёт, необходимо снять и заменить масляный фильтр. Используя специальный съемник, ослабляется посадка фильтра на картере двигателя (примерно пол оборота, чтобы фильтр свободно крутился от руки). Под фильтр необходимо подставить емкость с отработанным маслом (внутри фильтра содержится до полулитра масла, в зависимости от модели автомобиля) и аккуратно демонтировать его. В новый фильтр заливается 150-200 грамм нового масла, для того, чтобы фильтрующий элемент пропитался. Посадочное место фильтра тщательно вытирается тряпкой от грязи и потёков старого масла. Перед тем, как установить фильтр на место, необходимо смазать маслом уплотнительное резиновое кольцо. После всех этих процедур новый фильтрующий элемент устанавливается на место.
  • Залив нового масла. Перед тем, как установить на место сливную пробку, необходимо протереть пробку и посадочное место тряпкой. Рекомендуется заменить медную (или алюминиевую) прокладку на сливной пробке. Установив сливную пробку и новый фильтр на место, приступают к заливке нового масла в двигатель автомобиля. Используя воронку, следует залить необходимое количество масла в картер автомобиля через заливную горловину (объем можно узнать в инструкции по эксплуатации автомобиля). Если необходимый объем масла неизвестен, можно оценить его по объему слитого масла. Закрывается заливная горловина и прогревается двигатель, после чего, используя щуп, проверяется уровень масла. При необходимости следует долить масло до нужного уровня. После всех манипуляций на прогретом двигателе проверяется отсутствие потёков масла и устанавливается защита двигателя (если снималась).

Стоимость замены дома и в автосервисе

Если инструмент и навыки отсутствуют, то можно заменить масло в автосервисе. Стоимость замены колеблется от 300 до 2500 рублей (в зависимости от региона). Дополнительную плату могут взять за снятие и установку защиты двигателя. Необходимо предварительно ознакомиться с прайс-листом выбранного автосервиса или проконсультироваться у мастера. Многие магазины предлагают акции по бесплатной замене масла при покупке у них масла и фильтра. Обычно цена процедуры по замене масла в двигателе уже включена в стоимость расходных материалов. Самостоятельная замена масла при наличии необходимого инструмента – бесплатна, поэтому автолюбитель может сэкономить на данной процедуре от 300 до 2500 рублей.

После замены масла в автосервисе необходимо осмотреть двигатель на наличие масляных потёков и пятен. Так же необходимо проверить уровень масла на прогретом двигателе.