ДТП является довольно частым явлением, с которым приходится сталкиваться автомобилистам во время передвижения на различных транспортных средствах. Сегодня водителям разрешено оформлять аварийную ситуацию без присутствия сотрудников дорожной инспекции. Основная цель нововведения заключается в возмещении полученного ущерба в упрощенном варианте по Европротоколу.

Условия самостоятельного оформления ДТП

Упрощенный метод фиксации причиненного вреда возможен не при всех ДТП, а только при выполнении ряда условий:

  • участие в столкновении не более двух автомобилей;
  • отсутствие вреда, причиненного здоровью и жизни участников;
  • отсутствие ущерба, причиненного третьим лицам;
  • оба участника аварийной ситуации должны иметь полис обязательного страхования;
  • в случае управления ТС не его владельцем, водитель должен иметь в наличии документ, допускающий его право управления, а при ограниченной страховке его данные должны быть вписаны в полис;
  • отсутствие спорных вопросов между участниками происшествия в отношении причины, количества и характера повреждений;
  • причиненный ущерб потерпевшей стороне в денежном эквиваленте оценивается не более, чем на 50000 рублей.
Что немаловажно, Правительство РФ постановлением от 2014 года обязало всех водителей, принявших решение самостоятельного оформления столкновения на дороге, иметь в наличии современные навигационные средства. Они должны находиться в рабочем состоянии, и обеспечивать некорректируемую регистрацию данных.

Общие рекомендации по оформлению извещения

При оформлении обязательного или добровольного страхования в пакет документов, выдаваемых страховщиками, входит унифицированный бланк извещения о ДТП и инструкция по его заполнению. Общие рекомендации, касающиеся оформления извещения:

  1. Извещение о ДТП в одном экземпляре должны заполнить оба участника столкновения. При этом неважно, чей бланк будет заполняться и кто в какую колонку А или В занесет информацию о своем ТС.
  2. Документ заполняется шариковой ручкой и желательно с небольшим нажимом, чтобы копированная сторона пропечаталась как можно четче.
  3. Извещение подписывается обоими водителями с обеих сторон.
  4. В момент заполнения особое внимание нужно уделить указанным повреждениям ТС, так как в последующем при расчете суммы компенсации страховая компания не учитывает пропущенные царапины и вмятины и расценивает их, как полученные после аварии.

Скачать бланк об извещении о ДТП

Пошаговая инструкция по заполнению

Приступая к заполнению, стоит помнить, что извещение состоит из двух сторон – лицевой и оборотной, причем первая обладает способностью самокопирования. Вся информация, вносимая на верхнюю часть документа, должна четко пропечатываться на его нижнем листке. Если извещение заполняется во время оформления ДТП по европротоколу, важно указать в нем факт отсутствия инспектора ГИБДД. Избежать ошибок и неточностей поможет соблюдение всех пунктов инструкции.

Лицевая сторона

На лицевой стороне заносятся данные по каждому задаваемому пункту. Раздел «Общие сведения» заполняется одним из водителей и содержит сводную информацию, касающуюся ДТП. Включает в себя пункты верхней части документа 1-8:

  1. Место аварийной ситуации. Здесь указывается населенный пункт и ближайшая улица или наименование трассы, километр и прочие индивидуальные ориентиры.
  2. Дата и время происшествия.
  3. Количество ТС, получивших повреждения.
  4. Количество пострадавших и погибших людей.
  5. Сведения о медицинском освидетельствовании водителей. Заполняется, только если на месте аварии присутствуют сотрудники дорожной инспекции.
  6. В соответствующих полях проставляются галочки, фиксирующие факт повреждений транспорта третьих лиц и прочего имущества.
  7. Наличие свидетелей аварии. В случае если они есть указываются их персональные данные, а когда они отсутствуют, прописывается «свидетелей нет».
  8. Номер нагрудного знака инспектора, если водители приняли решение оформить происшествие в его присутствии.

izveshenie_o_dtpВторой раздел предназначен для индивидуальных сведений о транспорте и его собственниках. Он состоит из двух граф А и В с аналогичными пунктами 9-10:

  1. Указываются марка, модель и прочие сведения об автомобиле. Пункт заполняется по данным СТС или ПТС.
  2. Идентификационная информация о собственнике ТС: ФИО и адрес регистрации.

izveshenie_o_dtp1Следующий раздел «Сведения о водителе» заполняется также по двум графам и состоит только из одного пункта 11. Его содержание:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • адрес регистрации и контактный телефон;
  • регистрационные сведения прав и категория;
  • в случае наличия, документ на право пользования ТС.

izveshenie_o_dtp2Пункт 12 относят к разделу «Сведения о страховых компаниях». Продолжает заполняться по каждому участнику ДТП индивидуально. Указывается наименование страховщика, регистрационные сведения полиса и наличие страховки от ущерба (в случае автострахования КАСКО).

izveshenie_o_dtp3Что касается повреждений, то они перечисляются в пунктах 13-14:

  • в п. 13 расположена картинка автомобиля, на которой стрелкой показывается место первоначального повреждения;
  • в п. 14 перечень и характер видимых повреждений. Важно внимательно осмотреть ТС, чтобы вписать все образовавшиеся вмятины и царапины для учета страховщиком. Невидимые нарушения определяет экспертиза.

izveshenie_o_dtp4Существенный 16 пункт предназначен для записи обстоятельств ДТП. Каждый водитель должен самостоятельно отметить причину при помощи проставления галочки около своей графы. Главное, правильно определить нарушающий маневр:

  • четко различать понятие стоянки и остановки. В случае неподвижности автомобиля отмечается пункт 1, а если имела место остановка в неположенном месте, то пункт 22;
  • при обгоне с выездом на сторону встречного движения помечают строку № 13 «обгонял», а если без выезда на параллельную полосу и не меняя своего направления, то – № 12 «менял полосу»;
  • обязательно подвести итог, и «указать количество отмеченных клеток».

izveshenie_o_dtp5Особо важными пунктами лицевой стороны считаются:

  • 15 «Замечания», где вводятся дополнения, которые невозможно было указать в п. 16;
  • 18 «подписи водителей», подтверждающие отсутствие разногласий. Заполняется при оформлении Европротокола.

izveshenie_o_dtp6В заключение водители разрывают лицевую сторону и ее копию и подписывают экземпляр каждого. Оба листа верхней части обладают одинаковой правовой силой. С этого момента на лицевой стороне не могут производиться дополнения или изменения.

Оборотная сторона

Оборот извещения каждый автомобилист заполняет по отдельности и не обязательно на месте ДТП. В его семи пунктах в обязательном порядке делаются записи о дополнительных сведениях, касающихся аварии и автомобиля:

  1. Графа ТС.
  2. Подробные обстоятельства аварии на усмотрение водителя.
  3. Кто управлял автомобилем.
  4. Есть ли другие участники ДТП.
  5. Наличие факта имущественного ущерба.
  6. Возможность дальнейшего самостоятельного передвижения ТС.
  7. Примечание. Здесь указывается прочая информация, например, наличие видеорегистратора. Тогда в дополнении к извещению прикладывается видеозапись.

izveshenie_o_dtp7Отсутствие информации помечается прочерком против соответствующей позиции. В ситуации, когда для внесения данных водителю не хватает места, ему необходимо продолжать заполнение на отдельном листе бумаги, который впоследствии подкрепить к извещению.

Составление схемы аварии

Особое место среди всех позиций извещения занимает пункт 17 «схема ДТП», расположенный на его лицевой части. От водителей требуется как можно точней и четче нарисовать схему аварии, которая должна показывать:

  • расположение улиц или дорог трассы;
  • направленность ТС;
  • положение автомобилей перед и после аварии;
  • расположенные вблизи светофоры, дорожные знаки и т.п.

izveshenie_o_dtp8Схема не должна противоречить данным пункта 16 извещения. В противном случае учитываются сведения обстоятельств ДТП, перечисленных в письменном виде.

Наиболее частые ошибки

Ошибки, которые чаще всего встречаются при заполнении извещения о ДТП:

  • бланк не заполняется на месте, а у виновника берется номер телефона, который чаще всего оказывается недоступен;
  • в п. 16 расписался только один водитель, в то время как сделать это должны оба в центре бланка вдоль своих колонок;
  • не указывается общее количество заполненных полей;
  • в п. 6 указывается водитель, а не страхователь;
  • не указываются видимые повреждения в полном объеме;
  • на оборотной стороне документа забывают указывать обстоятельства ДТП.
Большинство совершенных ошибок приводят к тому, что страховщик не принимает к учету бланк извещения. Поэтому стоит отнестись внимательно к процессу заполнения извещения. Стоит перепроверить его по всем пунктам инструкции, а при обнаружении недочетов переписать на месте.

Вопросы, возникающие при оформлении Европротокола

instrukciya_po_oformleniu_DTP_bez_vizova-GIBDDМногие водители, начиная оформлять Европротокол, сталкиваются со множеством вопросов:

  1. Как поступить, если нет в наличии бланка извещения?

Не принципиально, чьи бланки аварийных документов используются, поэтому можно заполнить экземпляр второго водителя или сторонних лиц.

  1. Как поступить, если один из водителей отказывается ставить подпись на документе?

Попробовать заполнить Европротокол самостоятельно за обе стороны. Затем отыскать свидетелей или очевидцев, готовых подтвердить обстоятельства аварии. Их персональные данные указываются в извещении.

  1. Оформляется ли Европротокол с полисом КАСКО?

На сегодняшний день не все компании добровольного страхования готовы принимать к учету извещения о ДТП без заверения сотрудником ГИБДД. Поэтому стоит поинтересоваться заранее будет ли ваш страховщик начислять компенсацию по Европротоколу.

Что делать после заполнения?

Действия после заполнения Европротокола:

  1. Не позднее 5 рабочих дней со дня столкновения предъявить извещение своему страховщику.
  2. В случае виновности противоположной стороны, чтобы получить компенсацию к документу прикалывается требование о страховом возмещении.
  3. Не ремонтировать пострадавшее авто в течение 15 дней с момента ДТП. Исключение составляет наличие письменного разрешения страховщика.

Процесс оформления и подписания извещения о ДТП не приравнивается к признанию водителем своей вины или невиновности. Тем не менее при возникновении малейших сомнений в правомерности европротокола или разногласий между участниками аварийной ситуации не стоит рисковать, лучше потратить время и вызвать сотрудников ГИБДД. Ведь основной целью фиксации аварии является получение компенсации, а значит главное, чтобы страховщик принял документ к учету.