Кадастровый паспорт – это важный документ при любых манипуляциях с недвижимостью. Он участвует и в отчуждении, и в регистрации прав на жилой объект, и в оформлении дарственного договора. Данные, которые содержатся в этом документе, полностью отражают строение и состав объекта недвижимости, поэтому его ни в коем случае нельзя терять или повреждать. Давайте узнаем, что содержится в документе и для чего он необходим.

Содержание кадастрового паспорта

Паспорт представляет собой документ, который содержит подробную информацию об объекте недвижимости, анализируя его техническую сторону. Необходим данный документ для ведения учета всех объектов, например, земельных участков, квартир или нежилых зданий.

Содержание документа:

  1. Информация об объекте недвижимости (точный адрес жилья — город, номер дома и квартиры; площадь, тип недвижимости и назначение).
  2. Кадастровый номер квартиры. Представляет собой уникальный числовой код, который обозначает регион страны, город, район расположения объекта. Например, 48:39:19:3884.
  3. Кадастровая стоимость объекта. Вычисляется при регистрации документов на жилой объект в уполномоченном органе.
  4. Кадастровые номера, присвоенные ранее. Так как кадастровая оценка любого объекта недвижимости проходит каждые пять лет, то уникальный код может меняться.

Образец

В соответствии с законом, кадастровый паспорт выпускается в одном экземпляре. Листок бумаги формата А4 состоит из нескольких основных технических пунктов. БТИ (бюро технической инвентаризации) выпускает документ совместно с поэтажным планом квартиры.

Состав кадастрового паспорта:

  • техническое описание объекта (основной лист);
  • план квартиры с обозначением точной площади каждого помещения, расположения санузла, коммуникаций и входных проемов, а также несущих стен и перегородок;
  • поэтажный план объекта.

Для чего необходим документ?

Кадастровый паспорт выдается каждому гражданину, который владеет недвижимостью, будь то приватизированная квартира или предоставленная государством по договору социального найма.

Применение документа:

  1. Без кадастрового паспорта невозможно осуществить ни одну сделку. Он требуется при отчуждении квартиры, при заключении договора дарения, передачи жилья по наследству или для приватизации.
  2. Кадастровый паспорт представляет собой документ, который подтверждает постановку объекта на учет в единый государственный реестр.
  3. Используется для заключения договора страхования квартиры и при оценке жилых квадратных метров.
  4. Кадастровый паспорт позволяет зарегистрировать первичное право собственности на квартиру в новостройке.
  5. Если квартира в новостройке была приобретена до ввода дома в эксплуатацию, ее можно продать новому собственнику по переуступке прав. Для свершения сделки потребуется кадастровый паспорт.
  6. Нередко документ могут запросить для постановки на регистрационный учет. В народе эта процедура называется пропиской жильцов в жилой зоне.
  7. Чтобы узаконить перепланировку требуется предоставить в БТИ данный документ. А также необходим паспорт для согласования перепланировки.
  8. Для обращения в суд, если необходимо принудительно выписать третье лицо из новостройки.

Порядок получения кадастрового паспорта

Прежде чем приступать к оформлению кадастрового паспорта на квартиру в новостройке, необходимо обратить внимание на все условия, который должен выполнить застройщик (строительная компания). Что должен сделать застройщик:

  • получить узаконенный технический паспорт на многоквартирный дом;
  • иметь кадастровый паспорт на земельный участок, на котором возводился жилой объект;
  • составить протокол на распределение отстроенной площади;
  • подписать Передаточный акт;
  • получить и подписать разрешение от жилищной инспекции на сдачу многоквартирного дома в эксплуатацию;
  • указать почтовый адрес и зарегистрировать жилой объект в Росреестре.

Когда собственник убедится, что застройщик выполнил все необходимые условия, можно приступать к оформлению кадастрового паспорта. Существует единый порядок оформления:

  1. Собрать необходимый пакет документов.
  2. Обратиться в уполномоченный орган. Например, в Росреестр или МФЦ.
  3. Написать письменное заявление на предоставление кадастрового паспорта.
  4. Оплатить госпошлину в установленном размере.
  5. Подать документы с заявлением на рассмотрение.
  6. Получить кадастровый паспорт в назначенный срок.

Собираем пакет документов

Сбор необходимых бумаг — это первый пункт в подготовке к оформлению кадастрового паспорта. Для этого владельцу жилого объекта потребуется:

  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на жилой объект. Например, договор купли-продажи, долевого участия, аренды;
  • разрешение от органов опеки (если в семье есть несовершеннолетние дети) и от других собственников;
  • заявление с просьбой предоставить кадастровый паспорт на жилой объект. В письменном обращении необходимо указать краткую информацию о квартире, например, площадь, адрес, расположение;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • вышеописанный пакет документов, который должен предоставить застройщик.

Стоимость и сроки

Зарегистрировать пакет документов и получить кадастровый паспорт невозможно без оплаты госпошлины. Сумма выплат составляет 200 рублей. Кто оформляет документ впервые и не знаком с системой бюрократического управления, можно оплатить государственную пошлину через терминал в БТИ, через банк или с помощью онлайн перевода на официальном сайте Росреестра.

Примечание: не рекомендуется терять или выкидывать квитанцию. Если вы оплачиваете госпошлину в интернете, то нужно чек распечатать.

Как правило, срок регистрации документов составляет не более 7-10 дней. Сотрудник уполномоченного органа заранее укажет дату получения кадастрового паспорта. Бывают ситуации, когда сроки затягиваются до 30 календарных дней.

Могут ли отказать?

Уполномоченный орган не сможет отказать в получении кадастрового паспорта, если нет на то веских оснований. Главная причина отказа или отсрочки выдачи документа — это предоставление неполного пакета документов заявителем, а также нарушения, которые содержат эти бумаги.

Основные причины отказа:

  1. Документы не соответствуют установленным нормам.
  2. Заявление было подано не заявителем, а представителем, который обратился в уполномоченный орган без заверенной доверенности.
  3. Технический план на многоквартирный дом не был ранее заверен.
Примечание: если вам отказали в выдаче кадастрового паспорта, то сотрудники в любом случае приостанавливают процесс и устанавливают сроки на исправление недочетов.

Например, процесс был остановлен из-за отсутствия правоустанавливающих документов. В течение 14 дней заявитель должен представить документы, иначе сотрудники уполномоченного органа откажут в процессе оформления.

Срок действия документа

Кадастровый паспорт выдается один раз при первичной регистрации прав собственности. Как правило, до 2015 года всевозможные жилые объекты и земельные участки были внесены в общий реестр. Каждый владелец получил кадастровый номер и соответствующий документ. Сейчас кадастровый паспорт выдается сразу же после сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию. По этой причине срока действия у данного документа — нет. Паспорт выдается бессрочно, но существуют основные нюансы:

  1. Утерянный документ можно восстановить в БТИ, если подать соответствующее заявление и оплатить государственную пошлину.
  2. Один раз в пять лет государство проводит инвентаризацию (проверку имущества). Результаты проверки вносятся в специальный бланк, который прикрепляется к кадастровому паспорту. Например, если в случае проверки была выявлена незаконная перепланировка, то собственник привлекается к административной ответственности. Эти данные записываются в кадастровый паспорт под пунктом «правки и дополнительная информация».

Собственники жилья в новостройке рано или поздно столкнутся с процессом оформления кадастрового паспорта. Рекомендуется заранее изучать юридическую сторону вопроса и подготавливать необходимые документы.