Прописка в неприватизированной квартире не запрещена законом. Однако данная процедура обладает рядом особенностей, которые нужно учитываться при постановке на регистрационный учет.

Зачем нужна прописка?

Чтобы узнать, зачем нужна данная процедура, необходимо понять, чем отличается регистрационный учет от прописки. С юридической точки зрения — это два взаимозаменяющих термина. Единственное отличие — это сроки происхождения. Прописка была введена в обиход еще в 70-х годах, а регистрационный учет возник на заре 21 века. Несмотря на это, не будет ошибочным использовать оба термина, так как обозначения у них одинаковые.

Для чего нужна прописка:

  1. Прописка позволяет контролировать население и пресекать появления лиц без определенного места жительства.
  2. Прописка необходима для постановки на учет в местные медицинские учреждения и для получения обязательного страхования (ОМС полис).
  3. Без регистрационного учета трудно определить ребенка в детский сад или школу.
  4. С помощью прописки рассчитывается тариф на коммунальные платежи.
  5. Регистрационный учет, будь то временный или постоянный, позволяет контролировать передвижение и нахождение в стране иностранных граждан, а также пресекать развитие нелегальной трудовой миграции.
  6. Прописка дает право пользования жилым помещением, а также участие в приватизации этого объекта.
  7. Родители, имеющие прописку, могут регистрировать своих несовершеннолетних детей без согласия собственника или других жильцов.
  8. Прописка гарантирует возможность обмена государственного жилья.

Наличие или отсутствие прописки не ограничивает права граждан, находящихся на территории страны. Несмотря на это, постановка на регистрационный учет является обязательной процедурой, которая регламентируется законом.

Особенности прописки в неприватизированной квартире

Лица, зарегистрированные в неприватизированной квартире вправе прописывать близких родственников. Правило распространяется только на резидентов страны.

Для постановки на учет иностранного гражданина по гостевой регистрации, необходимо иметь прописку в приватизированном жилье.

Как правило, неприватизированное жилье — это объекты, предоставленные государственными или муниципальными органами по договору социального найма. Лица, прописанные в такой недвижимости, могут участвовать в приватизации этого жилого объекта.

Кто может прописаться?

Закон гласит, что получить прописку в неприватизированной квартире может каждый, кто проживает на данной территории. При этом всем жильцам не обязательно иметь договор социального найма, так как последний может быть заключен лишь на одного или несколько собственников. Однако для постановки на регистрационный учет потребуется получить согласие остальных жильцов. Правило не распространяется на прописку несовершеннолетних детей или ближайших родственников. Например, прописаться в неприватизированном жилье могут супруги, родители и дети. Для этого паспортный стол регистрирует такие лица по упрощенной программе.

Процедура прописки: пошаговая инструкция

Постановка на регистрационный учет происходит в районном паспортном столе. В некоторых регионах страны данную процедуру можно пройти в МФЦ, отправив полный перечень документов заказным письмом.

Давайте рассмотрим пошаговую инструкцию оформления:

  1. Сбор необходимых документов:
    • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, удостоверение);
    • свидетельство о рождении ребенка. Документ необходим в случае регистрации новорожденных, или детей для временной прописки по смене жительства;
    • выписка из ЕГРП, где указана информация о собственниках;
    • справка о составе семьи;
    • свидетельство о браке. Требуется в том случае, когда на регистрационный учет ставится вся семья;
    • паспорта несовершеннолетних детей, достигших 14-летнего возраста. При подаче заявления они должны присутствовать лично;
    • заявление с просьбой зарегистрировать лицо по месту жительства;
    • листок убытия с прошлого адреса прописки;
    • письменное разрешение всех жильцов квартиры;
    • договор о соцнайме.
  2. С полным пакетом документов необходимо обратиться в УФМС. Сотрудники вправе изъять у вас паспорт или свидетельства о рождении детей сроком до 7 рабочих дней. После прохождения процедуры регистрации, все документы будут возвращены заявителю.

Отказ в прописке

Отказ прописки регламентируется Гражданским кодексом страны. Частые причины отказа:

  1. Прописка невозможна в закрытых городах, несущих военный характер.
  2. Если в заявлении указан адрес, который располагается в зоне экологического бедствия.
  3. Прописка невозможна на территориях, где введено военное положение, особые условия проживания граждан.
  4. Если адрес находится в инфицированной зоне.
  5. Если заявитель не предоставил полный пакет документов.
  6. Если один из собственников не дает разрешение на прописку родственника или третьего лица. Правило не касается постановки на учет несовершеннолетних детей.

Основные нюансы

Существуют основные положения, соблюдение которых поможет избежать проблем с правоохранительными органами. Рассмотрим их все:

  • по закону, на одно зарегистрированное лицо приходится не более 6 квадратных метров. Прописывать в жилом объекте можно столько лиц, сколько позволяет площадь квартиры;
  • если выписаться из квартиры, полученной по социальному найму, то для обратной постановки на регистрационный учет в этом объекте потребуется разрешение от главного квартиросъемщика;
  • нельзя нарушать сроки прописки. Нарушение правил карается законом, где налагается административный штраф от 2.000 до 5.000 рублей.

Прописка в неприватизированной квартире предполагает постановку на регистрационный учет в муниципальном жилье. Несмотря на то, что такой жилой объект не принадлежит проживающим гражданам, государство не запрещает им регистрировать себя и своих близких. Все, что нужно – подготовить необходимые документы и обратиться в уполномоченный орган.