Для строительства жилого дома, занятия садоводством, выращивания сельскохозяйственной продукции требуется земельный надел, который необходимо приобрести, осуществив действия направленные на оформление на основании правовых актов регулирующих оборот земли и ее правильное использование.

Переоформление земли в частную собственность: общая информация

Действия гражданина осуществляющего процедурные действия по переоформлению надела в частную собственность обязательны для юридического закрепления за лицом (компанией или гражданином) права распоряжения, владения и пользования земельным участком. Земельный надел, принадлежащий частному лицу можно дарить, продавать, завещать, использовать в качестве залога, т.е. совершать сделки предусмотренные законом. Для полноправного владения наделом в обязательном порядке оформляется право собственности, исходя из требований законодательного акта ст. 281 п.2 ГК РФ.

Надел может быть оформлен:

  1. Для использования под строительство жилого дома, если необходимые правоподтверждающие документы, обосновывающие законное владение земельным участком отсутствуют.
  2. При наличии части необходимых документов требующихся для правового подтверждения законного владения наделом.

При возникновении ситуации относящейся к п.1 все действия по оформлению земли осуществляются путем обращения в административный орган муниципального образования в состав, которого входит оформляемый участок.

Граждане обязаны подать заявление установленной формы в муниципалитет для оформления участка с указанием фактического использования. Администрация в течение 2-х недель должна рассмотреть заявление и дать письменный ответ с условием, что не понадобятся дополнительные мероприятия (регистрация с обязательной постановкой на кадастровый учет и межевание). При необходимости проведения дополнительных действий срок, отведенный на подготовку ответа, может увеличиться и составить более 1-го месяца.

При ситуации соответствующей п.2 для оформления права собственности необходим дополнительный документ удостоверяющий право бессрочного бесспорного пользования на надел или строение. Для этого нужно написать заявление и представить соответствующие подтверждающие документы в муниципалитет.

Основания для оформления земельного участка в собственность

Действующее законодательство предусматривает несколько вариантов для оформления надела в собственность:

  • вследствие вступления в наследство;
  • при наличии дарственной, покупке, путем совершения обмена;
  • при осуществлении действий связанных с приватизацией муниципальной или государственной собственности;
  • при передаче собственности в качестве вклада в основной капитал компании.
Все действия связанные с изменением собственника или передачи прав владения на определенный срок оформляются договором, который должен быть зарегистрирован в государственном органе.

При оформлении сделки необходимо предоставлять ряд документов:

  1. Подлинник паспорта.
  2. Документ, подтверждающий согласие сторон, зарегистрированный у нотариуса.
  3. Кадастровый план.
  4. Свидетельство на право владения наделом земли.
  5. Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
  6. Договор.
  7. Документы, подтверждающие личность продавца.

Оформление при получении наследства

При получении участка в наследство по истечении периода 6 месяцев со дня смерти лица оформившего завещание, необходимо обратиться к юристу для открытия дела или оформить и подать иск в судебный орган.

Необходимо собрать пакет документов и подать их в Росреестр:

  • паспорт;
  • заявление;
  • подлинник свидетельства о наследовании надела;
  • квитанцию, подтверждающую внесение госпошлины.

Оформление земли для бессрочного пользования или аренды

При заключении договора аренды на земельный участок требуется осуществить следующие действия:

  1. Получить геодезический план надела.
  2. Получить план участка в БТИ.
  3. Получить в районной администрации документ подтверждающий передачу надела во владение.
  4. Провести межевание участка.
  5. Зарегистрировать надел с постановкой на кадастровый учет.

Необходимо также зарегистрировать надел в государственном органе для этого необходимо подготовить документы:

  • заявление;
  • кадастровый план;
  • межевой план;
  • документ, подтверждающий передачу участка;
  • паспорт заявителя;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Оформление земельного участка для аренды под строительство

Необходимо выполнить определенные действия:

  1. Подобрать необходимый участок.
  2. Написать заявление о выделении участка.
  3. Администрация муниципалитета обязана при отсутствии владельца на выбранный участок провести аукцион по реализации среди желающих приобрести его в собственность. В случае отсутствия желающих приобрести надел с арендатором подписывается арендный договор с указанием предельного срока отведенного на возведение жилого дома, который должен составлять не более 3 лет.
  4. После окончания строительства жилого строения, заключается договор аренды сроком на 20 лет с возможностью выкупа арендованной земли.
При оформлении надела под строительство дома, районная администрация обязана провести торги.

Какие земли нельзя оформлять в собственность?

В действующем законодательстве существуют определенные ограничения на земельные наделы, которые запрещены к свободному обороту.

К данной категории земель относятся:

  • земли, отведенные для захоронений;
  • территория, предназначенная для общественного пользования;
  • территория, относящиеся к лесному и водному фонду;
  • территория занятая или используемая Вооруженными силами РФ;
  • территория, отведенная под парки, заказники, заповедники.

Получение свидетельства о праве собственности

Оформить земельный надел в собственность можно, подготовив пакет документов и обратившись в орган регистрации с выдачей на руки свидетельства о праве собственности на землю. Гражданам предоставляется право бесплатного оформления свидетельства только 1 раз. Также возможно оформление документации с уплатой госпошлины, которая составляет от 350 до 22 тыс. руб. в зависимости от участка и других особенностей.

Куда обратиться?

Документы, подтверждающие право собственности должны быть в наличии у каждого владельца участка позволяющие совершать правовые действия разрешенные законом. Регистрация недвижимого имущества производится в Управлении федеральной регистрационной службы кадастра и картографии. При возникновении необходимости решения правовых вопросов оформляется пакет документов, который предъявляется в отделение Росреестр или используется второй вариант, при котором документы сдаются в многофункциональный центр.

Необходимые документы

Перечень документов необходимых для получения свидетельства на право собственности включает:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Документ, подтверждающий право на земельный участок.
  3. План кадастровый земельного надела.
  4. Квитанции подтверждающая оплату госпошлины.
  5. Заявление.

В свидетельстве на право собственности указываются данные:

  • предназначение участка и допустимый вид деятельности;
  • земли, какой категории;
  • правовой статус надела.
Владелец участка должен использовать земельный надел в соответствии с характеристиками указанными в свидетельстве о собственности, не допуская нарушений.

Своевременное переоформление земельного надела в собственность позволяет избежать неожиданных ситуаций связанных со спорными вопросами, которые могут возникнуть при изменении собственника на соседнем участке, ведении строительства объектов коммунального хозяйства или общественного пользования. Наличие правоопределяющих документов позволяет отстаивать свои права при необходимости в судебных органах и добиваться положительного результата.