Совсем недавно кардинально изменились правила прохождения технического осмотра автомобиля, столь привычные талоны исчезли из обращения, и сегодня не все понимают, в какой последовательности нужно оформлять документы на транспортное средство. Да, нюансов очень много, все они будут описаны в нашей статье, призванной разложить строго по полочкам наиболее сложные технические вопросы.

Когда нужно проходить техосмотр?

1Раньше при регистрации ТС техосмотр был завершающим этапом всей процедуры. Теперь это не так. Новые регламенты, если внимательно проследить, вводятся практически ежегодно. Граждане по этой причине не успевают обращать внимание на изменения.

Опишем процедуру прохождения в 2016 году. Отметим, что изменилось кардинально:

  • понятия «талон техосмотра» более не существует;
  • инспектор ДПС не проверяет документы о прохождении осмотра и не штрафует за их отсутствие;
  • изменены сроки прохождения осмотра;
  • при постановке на учет и регистрации всех документов на ТС техосмотр — это то, с чего нужно начать процедуру.

Вместо талона осмотра сегодня выдается диагностическая карта, у которой имеется определенный срок годности. Он зависит от многих факторов.

Кто освобожден?

От прохождения техосмотра освобождены:

  • новые легковые автомобили (до трех лет с момента выпуска);
  • грузовые авто с максимальной массой не более 3,5 тонн (до трех лет с момента выпуска);
  • трициклы, мотоциклы и мотороллеры (до трех лет с момента выпуска).

Обращаем особое внимание, что срок в три года отсчитывается именно с даты выпуска, а не с момента начала эксплуатации, даже если авто простаивало в салоне год или два. Как только подойдет срок, водитель должен будет оформить на авто диагностическую карту.

С начала 2012 года нет необходимости проходить ТО владельцам прицепов, если соблюдены два обязательных условия:

  • автомобилем и прицепом владеет физическое лицо;
  • авто имеет максимальную массу до 3,5 тонн.

Раз в год или два

2Раз в два года ТО нужно проходить следующим категориям транспортных средств:

  • легковым автомобилям (старше трех, но моложе семи лет);
  • грузовым авто с максимальной массой не более 3,5 тонн (старше трех, но моложе семи лет);
  • мотоциклам (старше трех, но моложе семи лет).

Помимо собственного контроля со стороны водителя, о сроке прохождения ТО напомнит дата в диагностическом талоне. Это позволит избежать путаницы и поможет вам сориентироваться по срокам.

Раз в год необходимо проходить осмотр всем транспортным средствам старше семи лет за исключением тех, что перечислены ниже. Это особые категории, техосмотр которых проходит раз в полгода. Раз в год ТО проходят также тракторы, гидроциклы, учебный и иной транспорт.

Раз в полгода

В эту категорию попадает транспорт для перевозки пассажиров, включая такси, а также грузовые авто, в которых число мест для сидения помимо водительского равно восьми и более.

Автомобили, задействованные в перевозке опасных грузов и прицепная техника к ним, также входят в этот список.

Где можно пройти техосмотр?

До 2012 года было важно, где зарегистрирован автомобиль. Именно по месту регистрации проводился и осмотр, но сегодня это неактуально. Технический осмотр можно пройти в любом пункте, где это удобно для водителя.

Например, водитель, отправляясь в дальнюю командировку на грузовом авто, может пройти осмотр вдали от дома. Ему выдадут все документы, включая новый талон, в котором не будет проставлен код региона.

Отныне все талоны считаются едиными по всей стране.

Более того, техосмотром более не занимаются сотрудники ГАИ, теперь эти функции выполняют операторы техосмотра, обученные и аккредитованные в соответствии с законом. Последние нюансы данной процедуры были решены до 1 января 2014 года, в связи с чем сегодня государственных пунктов ТО больше не существует.

Также важно знать, что отказать в проведении техосмотра операторы не могут.

Прохождение техосмотра

Эта процедура многих пугает, поэтому до сих пор существует категория граждан, которая пытается приобрести заветный талон с рук. Опасаться при прохождении ТО нечего. Поговорим об этом подробнее.

Правила

Стоит в первую очередь обратить внимание на правила прохождения, это позволит сохранить средства и время:

  1. 3ТО проводится у выбранного водителем оператора, сотрудником, который именуется техническим экспертом.
  2. После проверки либо выдается диагностическая карта, либо вы получите отказ.
  3. Если карта выдана, значит ТС допущено к управлению, а если нет, то придется пройти осмотр снова, и эта процедура будет платной.
  4. Лучше пройти повторный осмотр у того же оператора, поскольку проверка не будет полной, эксперт лишь проверит, устранены неполадки или нет.
  5. При отсутствии возможности прохождения техосмотра у того же оператора, повторное ТО проходят у любого другого оператора за полную стоимость.

Проверке подлежат:

  • тормозная система и рулевое управление;
  • фары и иные световые приборы;
  • работа стеклоомывателей и стеклоочистителей;
  • двигатель;
  • колеса и резина, включая протектор;
  • прочие детали.

Заранее можно самостоятельно произвести поверхностный осмотр. Проверьте, в порядке ли зеркала, ремни безопасности, работают ли фары. Если на световых приборах есть тонировка, вспомните, не слишком ли она плотная.

Необходимые документы

Разберем список документов, который необходим до начала процедуры. Он состоит из всего нескольких пунктов, и его легко запомнить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • генеральная доверенность от владельца, если процедуру проходит не он;
  • водительское удостоверение;
  • ПТС и свидетельство о регистрации.
Также обращаем внимание, что при пересечении границы Российской Федерации иностранными автомобилями, важно, чтобы у них имелся страховой полис «Зеленая карта». Если такого полиса нет, то автомобиль считается незастрахованным.

Чтобы избавиться от проблем при транзите или путешествиях, водителям рекомендуют:

  • пройти техосмотр на общих основаниях;
  • оформить страховой полис.

Если на руках есть международный сертификат техосмотра, это позволит приобрести страховку без прохождения российского ТО.

Порядок действий

Ранее мы уже говорили о том, что началом процедуры регистрации и оформления авто является теперь именно технический осмотр. Он тесно связан с приобретением полиса КАСКО или ОСАГО. Ни одна страховая компания не возьмет на себя обязательства по страхованию ТС, техосмотр которого либо не пройден, либо просрочен.

Важно! Приобрести полис ОСАГО без диагностической карты техосмотра нельзя! Исключение составляют новые автомобили, освобожденные от прохождения ТО.

4Этот вопрос касается всех, кто решил приобрести карту с рук. Если она окажется поддельной, страховая компания также вам откажет. Более того, при совершенном по технической причине ДТП (например, отказ тормоза) спустя небольшой срок после прохождения ТО, страховая компания вправе взыскать убытки с оператора, проводившего процедуру осмотра.

Порядок действий таков:

  1. Выбрать оператора техосмотра.
  2. Пригнать автомобиль и подать все необходимые документы.
  3. Дождаться очереди и поставить авто на осмотр.
  4. Получив диагностическую карту, отправиться за страховкой.
Карту выдают либо с допуском, либо с перечнем неисправностей.

Исправление неполадок

Согласно выданной водителю карте можно легко определить список неисправностей. Теперь у владельца есть 20 дней на их исправление. Сделать это можно как самостоятельно, так и при помощи специалиста.

Как только появится уверенность, что автомобиль готов, можно повторно отправляться к оператору ТО.

Если вы не уложились в срок до 20-ти дней, то оплата будет полной, если же этот срок не нарушен — то оплатить придется только объем проверки в соответствии с картой, выданной ранее. При смене оператора ТО это правило не работает, проверять будут снова от начала и до конца.

Примерная стоимость

Стоимость проверки различается в зависимости от региона. Законодательно в каждом субъекте лишь вводят ограничительную стоимость на данную услугу, не более того.

В среднем сегодня эта стоимость превышает 1000 рублей и не достигает 2000. Хотя, бывают исключения в некоторых регионах.

Также напоминаем, что ограничений по возрасту ТС при прохождении техосмотра нет. На эту процедуру все имеют право. Правила прохождения сегодня упростились, поэтому не стоит пренебрегать обязательной процедуры. Это чревато потерей времени и средств, а ездить всегда приятнее на автомобиле, который технически прошел проверку.