Автомобиль – это источник повышенной опасности. От водителя требуется особенная ответственность и внимательность, ведь от этого зависит жизнь и здоровье окружающих. И не только пешеходов, но и пассажиров автомобиля, в особенности маленьких детей. Один из самых актуальных вопросов при перевозке детей – можно ли перевозить ребенка на переднем сидении, и какие требования в этом случае предъявляются правилами дорожного движения.perevozka_rebenka_na_perednem_sidenii

Можно ли возить ребенка на переднем сиденье?

Как ни странно, но этот вопрос нормативные акты затрагивают чрезвычайно поверхностно. Так, никаких ограничений в существующем российском ПДД на перевозку малышей на переднем сидении нет и никогда не было. Строго говоря, все особые требования к транспортировке ребенка любого возраста приведены в пункте 22.9 правил дорожного движения, где говорится о необходимости обеспечить безопасность малолетнего пассажира, используя для этого специальные удерживающие устройства. Единственная подробность заключается в указании возраста ребенка, нуждающегося в таком устройстве, – 12 лет.

Информацию о том, что конкретно представляют собой эти самые «удерживающие устройства», ПДД не дает. Прояснение вносит широко распространяемая официальная брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!» и нормативный документ ГОСТ Р 41.44—2005. Из них следует, что такое приспособление должно состоять из элементов, фиксирующих тело ребенка (ремни), и лишь в некоторых случаях отдельное сиденье, закрепляемое на кузов или кресло транспортного средства. Наиболее распространенные из подобных устройств – люльки для малышей до года и бустеры.

Однако, несмотря на отсутствие четких ограничений, безопасно разместить ребенка возрастом до года и весом до 10 кг на переднем сиденье, не нарушая правил, невозможно – для этого просто не существует подходящих люлек, но об этом подробнее говорится ниже.

Перевозка ребенка на переднем кресле с включенной подушкой безопасности

Пусть отсутствие в законах запрета на транспортировку малыша на сиденье рядом с водителем не вводит вас в заблуждение. Одним лишь использованием автокресла, бустера или люльки, пусть и самой качественной, безопасность ребенку до года отнюдь не гарантируется. У малышей столь нежного возраста непропорционально крупная голова, а шейные позвонки пока еще не развиты в достаточной степени – при столкновении на скорости 50 км/ч рывок настолько силен, что повреждения в области шеи малышу гарантированы.

Способ решить проблему существует, при этом он чрезвычайно прост – удерживающее устройство на переднем сиденье нужно располагать «лицом назад», то есть ребенок фактически должен смотреть в сторону обратную направлению движения. При этом требования к прочной фиксации сиденья, предъявляемые ГОСТ Р 41.44—2005 и пунктом 22.9 ПДД, остаются в силе – устройство крепится к кузову транспортного средства или пассажирскому креслу.detskoe_avtokreslo

Но в этом случае подушки безопасности из средства защиты превращаются, по сути, в средство повышенной опасности – скорость срабатывания у современных моделей эйрбагов достигает 300 км/ч, и правильно размещенное автокресло или бустер от удара не смогут удержаться на месте. По этой причине перед отправлением в путь водитель должен убедиться, что подушка приведена в неактивный режим.

Классификация устройств безопасности для детей

Мало кто из автолюбителей разбирается в существующих типах автокресел, в то время как достаточно подробная система градации таких устройств по типам существует. В ней учитывается каждая деталь – не только возраст малыша, но и его вес.

Тип Вес Возраст Характеристика устройства
0 до 10 кг. 0 — 1 год Так называемая люлька. Ребенок перевозится в горизонтальном положении «лежа», крепеж – от 1 до 3 ремней. Само устройство закрепляется на кресле автомобиля. Для перевозки на переднем сидении не подходит.
0+ до 13 кг. 0 — 1,5 года Аналог люльки типа 0, однако ребенка в ней можно перевозить и в полусидячем положении. Именно эти модели можно ставить на переднее сиденье, но только «лицом назад».
1 9 — 18 кг. 1 — 4 года Полноценные автокресла для перевозки в сидячем положении.
2 15-25 кг. 3-7 лет Особенность данного типа – наличие высокой спинки. Ребенка пристегивают и ремнями устройства, и штатным ремнем автомобиля.
3 22-36 кг. 7-12 лет Более крупное устройство — трансформер. Спинка обязательно регулируемая и может отстегиваться, фактически образуя бустер.

Сразу скажем, что верхний возраст ребенка, после которого автокресло для него больше не нужно, определен весьма условно.

Правильнее здесь руководствоваться не возрастом, а ростом детей.

Стандартное сиденье в современных автомобилях рассчитано на пассажиров не ниже 150 см, в противном случае штатный ремень не обеспечит надежной фиксации тела.

Штрафы за перевозку детей без удерживающих устройств

В большинстве стран размеры штрафов за неправильную перевозку детей относятся к один из самых больших. В России все не так строго. Вплоть до 2013 года нарушителю предстояло выплатить всего 500 р. Но с 1-го января 2013 наказание было существенно ужесточено – размер штрафа вырос в шесть раз (3000 р.), а при многократном нарушении правил перевозки возможно привлечение водителя к ответственности и лишению прав на срок до 1,5 лет.

Мы вам не советуем экономить на покупке удерживающего устройства для малыша, тем более, что цена на функционально кресло и размер штрафа из-за его отсутствия вполне сопоставимы. И уж тем более бесценна жизнь и здоровье ребенка, защита которых – обязанность каждого любящего родителя.