Автомобиль с минимальными показаниями шума – это одна из целей современных автомобилестроительных компаний. Выбирая авто, покупатель смотрит не только на модельный ряд, но и на удобства в эксплуатации. Если в салоне будет много шума, это приведет к утомлению водителя. Существуют разные шумовые характеристики, которые отличаются между собой в зависимости от типа автомашины.

Допустимый уровень шума

Для оценки уровня шума нужно сверяться с показателями, указанными в ГОСТ. Данные представлены в децибелах, оформлены в виде таблицы испытанных образцов транспортных средств. Допустимое отклонение от нормы составляет 2 децибела.

Допустимые нормы звука в дБ:

  • Для грузовых и легковых транспортных средств – 78.
  • Грузовые авто для межгородского и международного движения – 80.

Такой стандарт действует на все автомобили, которые предназначены для передвижения по общим дорогам страны.

Приборы для измерения шума

Чтобы измерять шум автомобиля, используют такие приборы:

  1. Шумомер. Он должен иметь свидетельство о том, что прошел проверку и зарегистрирован в Государственном реестре.
  2. Тахометр. Устройство, с помощью которого можно измерять частоту вращения коленчатого вала. Если автомобиль оборудован штатным тахометром, он также подойдет для измерения.
  3. Термометр. Применяется для измерения температуры окружающей среды.
  4. Рулетка.
  5. Секундомер.
  6. Угломер.

Порядок измерения шума в автомобиле

Перед тем как измерять шумовые показатели, необходимо подготовить автомобиль к испытанию.

Условия, которые нужно выполнить перед испытанием автомобиля:

  • Испытываемое транспортное средство должно быть исправное, отрегулированное, укомплектовано в соответствии с технической документацией конкретного автомобиля.
  • Шины должны быть без повреждений и не сношены больше чем на 30%. Давление должно соответствовать нормам завода изготовителя.
  • До испытаний допускается автомобиль без дополнительной нагрузки.
  • Испытание проводят на двигателях, прогретых до необходимой температуры.
  • Во время проведения испытаний окна, люки и все вентиляционные отверстия не должны быть открыты.
  • Автомобили комплектованы специализированным оборудованием, которое работает при движении автомобиля, оно должно оставаться включенным.
  • Все регулируемые посадочные места должны находиться в среднем положении.
  • При испытании в салоне должно быть два человека. В салоне не должно быть никаких посторонних предметов.
  • Испытание проводят на чистой, прямой дороге с гладким покрытием и в сухую погоду.

После выполнения всех подготовительных мер можно приступать к измерению уровня звука. Применяются три варианта испытания.

  1. при максимальном разгоне авто;
  2. во время передвижению на средней скорости;
  3. на нейтральной передаче.

Операции измерения шума в автомобиле

Проводят измерения после того, как авто на последней передаче разгонится до 120 км/ч или до скорости равной 0,9 ×n, где n – номинальная скорость вращения коленвала. В случае если при скорости вращения 0,9 ×n транспортное средство едет быстрее 120 км/ч, нужно понизить передачу. Для четырех и более ступенчатой коробки, можно понижать до третьей скорости. В случае с трехскоростными коробками понижать можно до второй.

При достижении наименьшей допустимой скорости начинают проводить измерения. Такая скорость равна 0,45×n. Когда выбранная передача разгоняет автомобиль свыше 120 км/ч, начальную скорость считают 60 км/ч.

В автомобилях с коробкой автомат измерения начинают при достижении скорости 0,45×n. Основное условие при этом, чтобы скорость не превышала 60 км/ч. В случае если разогнавшись до скорости, равной 0,9 ×n произошло переключение передачи, начальная скорость будет равна половине скорости, во время которой произошло переключение.

Запрещается принудительное включение пониженной передачи.

В тот момент, когда автомобиль приблизился к начальной скорости, нужно резко надавить на педаль управления подачи топлива и удерживать ее, пока авто не разгонится до 0,9 ×n. Шум измеряется шумомером. Берется наибольшее показание.

Измерение проводят не менее трех раз во всех точках расположения микрофона. Результатом будет среднее, округленное до целого число. Окончательным результатом считается наибольшее показание шумомера, после измерения во всех необходимых точках. Полученный результат сверяем с данными в таблице.

Рейтинг авто по шумоизоляции

Рассмотрим конкретные автомобили и их шумоизоляцию.

Топ 10 лучших

Из лучших по шумоизоляции можно вывести:

  1. Наилучшим автомобилем по уровню шума считается BMW 730d с показателем 62 дБ.
  2. Jaguar XJ.
  3. BMW Active Hybrid 7.
  4. VW Touareg.
  5. Audi Q7.
  6. Audi A8 шестая в рейтинге с показателем 64 дБ.
  7. BMW X6.
  8. Mercedes Benz R350.
  9. BMW 520d Touring.

Топ 10 худших

Наиболее низкие показатели шумоизоляции в автомобилях:

  1. На первом месте Lotus Exige cup 260, его уровень шума 86 дБ.
  2. 82 дБ у Tesla roadster.
  3. Нива 4х4.
  4. Porsche 911 Turbo cabriolet на четвертом месте, его показатель 80 дБ.
  5. Porsche 911 GT3.
  6. Lotus Evora.
  7. Audi R8 Spyder, показали 79 дБ.
  8. Renault Twingo.
  9. Porsche Cayman S с данными 78дБ.
  10. Citroen C5.

Методы борьбы с шумом

Перед тем как искать методы борьбы, необходимо разобраться в причине возникновения шумов.

Источники шума можно условно разделить на две основные группы.

  • Первичные: звук от мотора, трансмиссии, системы выпуска, шин, потоков воздуха.
  • Вторичные: пластмассовая отделка салона, металлические составляющие кузова (двери, крылья, капот), мелкие детали.

Методы борьбы можно разделить на конструктивные и пассивные.

Практичный способ:

  1. отбалансировать все узлы и агрегаты;
  2. подобрать согласно нормам все эластичные элементы выхлопной системы, ходовой и трансмиссии;

Пассивный метод:

  • Применение шумоизоляционных материалов.
  • Поставить защитные кожухи в места, где идут цепные или ременные передачи.

Шумоизоляционная обработка – эта самое эффективное средство в борьбе с шумом. Установку шумки можно выполнить двумя разными способами. Первый — это использовать уже готовые комплекты. Такой способ очень удобен, поскольку они изготовляются для конкретного автомобиля. В комплект входит вырезанные куски материала и схема, с указанными местами установки. Достаточно простой способ для тех, кто не хочет заморачиваться. С помощью такой изоляции можно снизить уровень звука в полтора раза. При использовании дорогих импортных материалов можно добыть большего, но и на стоимость материала придется выложиться.

Второй способ — это приобрести необходимый материал в рулонах или листах. В этом случае нужно самому обрезать, подгонять под размеры кузова. Такой способ удобен для покрытия больших площадей.

Посторонние звуки в автомобиле очень утомляют, особенно когда долго находишься в дороге. Они способствуют созданию аварийных ситуаций. Чтобы такого не было, нужно по правилам измерять уровень звука с помощью специального оборудования. Полученные данные нужно сверить с допустимыми нормами по ГОСТ. В случае превышения допустимых показателей необходимо воспользоваться одним из методов для решения проблемы.

https://www.youtube.com/watch?v=YPLbA8K4Pfk