Оформление права собственности на участок дает возможность владельцу совершать любые сделки – заключение договора купли-продажи, передача земли по наследству. Кроме того, официальная регистрация позволит в дальнейшем избежать споров с соседями.
Ограничения при оформлении земельного участка
В соответствии с Земельным Кодексом, собственностью не могут стать участки, снятые с оборота:
• территории природных парков и заповедников;
• на которых расположены объекты ВС РФ, воинских формирований, судов;
• отведенные для захоронений;
• предназначенные для общего пользования.
А также земли, принадлежащие лесным и водным фондам с присвоенным статусом охраняемых.
Если участок не входит ни в одну из вышеперечисленных категорий, то оформить его в собственность можно следующими способами.
Купля-продажа земельного участка
После подписания договора покупателю необходимо обратиться в отделение Росреестра с предварительно собранными документами:
• заполненное заявление (форму выдаст сотрудник);
• паспорт заявителя (нотариатом заверенная доверенность, если в интересах заявителя действует представитель);
• договор купли-продажи, а также письменное и заверенное нотариальным работником согласие супруга (супруги) продавца на продажу участка;
• кадастровый паспорт;
• документы, подтверждающие право собственности продавца на землю, а также удостоверение личности;
• квитанция об уплате госпошлины.
Сумма госпошлины отличается в зависимости от того, в каких целях новый владелец собирается воспользоваться земельным участком и составляет от 350 до 2000 рублей.
После передачи документов, специалист назначит время и дату, когда можно будет забрать готовое свидетельство и выписку.
Наследование земельного участка
Соответственно законодательству, вступление в наследство возможно через 6 месяцев с момента смерти наследодателя. По истечение этого времени наследнику необходимо обратиться к нотариусу, который оформлял завещание, с заявлением о принятии участка в собственность.
Затем нотариальный работник открывает наследственное дело и выдает доверенность на получение таких документов:
• кадастровый паспорт (указывается стоимость участка на дату смерти наследодателя) и выписка – количество экземпляров соответствует количеству наследников, плюс один для нотариуса;
• справка об отсутствии объектов на участке;
• документы, подтверждающие родственную связь с покойным;
• справка о рыночной стоимости земли (договор с лицензированной компанией);
• справка из паспортного стола о последнем месте проживания наследодателя.
При нахождении участка на территории дачного кооператива необходимо представить его Устав и выписку их ЕГРЮЛ.
Для завершающей регистрации требуется обращение в отделение Росреестра с паспортом, свидетельством о смерти, документами, полученными у нотариуса. Следует приложить кадастровый паспорт и квитанцию об уплате пошлины в размере 2000 рублей.
Аренда земельного участка как оформить в собственность
Самый сложный способ, который потребует много времени и сил. Для начала необходимо убедиться, что интересующий участок действительно является бесхозным (сделать это можно, направив запрос в местный муниципалитет).
На следующем этапе (если владельцев отыскать не удается) подается заявление о передачи земли в собственность в местные органы самоуправления, а участок ставится на учет в Кадастровой палате.
После заключается договор с муниципалитетом об аренде земли и готовится пакет документов, включающий:
• геодезический план;
• генеральный план из БТИ об отсутствии на участке объектов, принадлежащих муниципалитету, включающих инженерные коммуникации;
• заявление о передаче участка в собственность.
Также необходимо представить генеральный план участка, выданный администрацией. Рассмотрение занимает обычно не более 3 месяцев. В случае положительного решения заключают договор купли-продажи. Стоимость участка в данном случае будет равняться рыночной.
После останется только провести межевание (необходимо для оформления нового кадастрового паспорта) и оформить право собственности в Росреестре. К перечню основных бумаг в данном случае добавится план межевания.