Условия возврата и обмена авиабилетов

Порой обстоятельства складываются так, что приходится откладывать или вовсе отменять поездку. Если планировался полет на самолете, придется обменять или сдать билет. Как это сделать, грозят ли штрафные санкции, и какая сумма будет удержана – все эти вопросы интересуют многих путешественников. Наша статья как раз об этом.

Правила и условия возврата билета

vozvrat-aviabiletovКаждая авиакомпания устанавливает правила и тарифы при покупке билета. Согласно этим условиям осуществляется возврат в случаях, когда это необходимо пассажиру или же по вынужденным причинам, согласно этим же правилам билет обменивается. Подробности условий можно всегда найти на сайте авиакомпании, но у кого-то нет на это времени, кто-то просто забывает об этом. Нужно запомнить одну закономерность: чем дешевле стоит билет, тем жестче условия его возврата.

Кроме того, пассажир может направить запрос в авиакомпанию по электронной почте, ему обязательно ответят в течение нескольких дней и разъяснят неясные вопросы. Рассмотрим все варианты и условия.

Добровольный и вынужденный возврат

Есть два варианта возврата авиабилетов. Сделать это можно добровольно или вынужденно. Добровольный возврат – это общеизвестный способ вернуть билеты, но при этом будут учтены правила согласно выбранному тарифу.

О вынужденном возврате почти ничего не известно. Большинство путешественников даже не знают, что они имеют право на возврат полной стоимости билета, несмотря на условия тарифа. Причинами вынужденного возврата считаются:

  1. Задержка рейса, а также его отмена или перенос вылета на другую дату. Это не всегда удобно для пассажира, поэтому предусмотрен возврат.
  2. Смерть пассажира или членов его семьи.
  3. Замена типа воздушного судна. В связи с этим может быть изменен и класс обслуживания, что может быть неудобно для пассажира. Вынужденный возврат предусмотрен в обоих случаях.
  4. Отсутствие возможности перевозчика для стыковки рейса.
  5. Отмена посадки в пункте, указанном в билете.

Согласно этим причинам можно осуществить вынужденный возврат полной стоимости билета. Если дело касается иных причин, то не всегда пассажир может рассчитывать на получение полной стоимости в обмен на него. Есть тарифы, согласно которым возврат вообще не возможен. Ознакомиться с этими условиями можно при покупке.

Возврат бумажного билета

Бумажные билеты постепенно уходят в прошлое за счет растущего числа покупок посредством всемирной паутины, но они до сих пор используются, поэтому стоит разъяснить вопросы, касающиеся такого вида проездного документа.

Бумажный билет – это официальный документ, содержащий купоны для полета. В нем подробно указаны данные пассажира, авиакомпании, даты вылета и прилета, тарифа, стоимости и другие важные пункты. Билет, к которому привыкли все российские пассажиры, выдается в форме узкой книжки. Внутри нее купоны:

  • Пассажирский;
  • Полетный;
  • Отчетный;
  • Контрольный.

Этот вид проездного документа до сих пор встречается на территории многих стран. Купоны внутри билета нельзя самостоятельно отрывать и портить. Именно на основании наличия этих купонов будет произведен возврат.

Если билет возвращается неиспользованным, то процедура такова:

  1. Нужно обратиться в офис авиакомпании (или в офисы ее представительств, а если их нет, то в авиакассу) с просьбой осуществить возврат.
  2. Кассир производит возврат мест в систему брони и ставит специальный штамп с отметкой о дате. Если этого не сделать, то пройдет время, придется оплачивать штраф.
  3. Возврат денежных средств производится только в офисе или представительстве авиакомпании или агентстве, продавшем билет, при личном присутствии пассажира или лица, его заменяющего, но предъявившего доверенность, заверенную нотариально. Срок возврата стоимости у многих авиакомпаний составляет до 12 месяцев.

Если пассажир желает вернуть билет уже после того, как прошел регистрацию на рейс в аэропорту вылета процедура меняется:

  1. Пассажир должен возвратиться на стойку регистрации и забрать свой полетный купон обратно. Без него возврат стоимости не производится.
  2. Обратиться в представительство авиакомпании или, если его нет, в агентство по продаже билета. Кассир осуществит возврат.
  3. Денежные средства будут возвращены после этого в офисе авиакомпании или в кассе, где билет был куплен.

Возврат электронного билета

Человек, который впервые получает на руки электронный билет на рейс, всегда несколько удивлен, поскольку взамен стандартной книжки получает простой листок формата А4 без каких-либо официальных знаков авиакомпании или агентства.

Электронный билет – это современная квитанция, которая содержит все данные о полете, пассажире и тарифе, им выбранном. Он служит памяткой и не является обязательным для предъявления на стойке регистрации, где достаточно предъявить только паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, на который выписана квитанция. Именно поэтому в случае утери ничего страшного не произойдет.

Возврат такого авиабилета производится двумя способами:

  1. Через представительство авиакомпании;
  2. Путем заполнения бланка на возврат и отправки его через интернет.

Самым простым способом является второй путь. В кратчайшие сроки нужно будет заполнить специальную форму на сайте авиакомпании и известить их о возврате. Если билет был куплен через банковскую карту, деньги также поступят на карту по истечении небольшого срока, составляющего от одного дня до одного месяца. Сумму возврата высчитает авиакомпания и предоставит подробную квитанцию в электронной форме.

Возврат через представительство или агентство, осуществившее продажу билета, также приемлемо. Процедура та же и начинается со скорейшего возврата неиспользованных мест в систему бронирования, чтобы избежать штрафа. После этого оплату проводят на счет в банке, который укажет пассажир. Возврат наличных – большая редкость.