За последние десятилетия количество автомобилей на дорогах резко увеличилось. Значительно вырос парк легкового автотранспорта, приросло количество перевозок грузовиками. Дороги за это время не стали заметно лучше.Ситуация, знакомая каждому водителю – впереди вяло ползущая «фура» или трактор, а слева сплошная полоса. Ничего не более мучительного для едущего сзади, чем километр за километром сдерживать своего прыткого «коня» отброска вперед. Но вот пошла прерывистая и встречная полоса вроде бы свободна. Включен левый сигнал поворота и вперед! А «фура» длиннющая, заканчивать маневр приходится через сплошную полосу. А патрульный инспектор тут как тут, они то знают, где стоять.Так были ли нарушены правила движения при таком маневре? Многие об этом совершенно не беспокоятся, и азартно спорят с инспектором – было нарушение или нет. А нарушение налицо и карается оно сурово – лишением водительских прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев или наложение штрафа в 5000 рублей.

Правила дорожного движения при обгоне

Запрещается обгон в таких случаях (в соответствии с главой 12 ПДД):

  • движущийся впереди автомобиль собирается совершить обгон или объезд препятствия и включил сигнал поворота;
  • следующий сзади автомобиль включил сигнал поворота и уже начал обгон;
  • если по окончании маневра водитель не успевает возвратиться на свою полосу, не создавая помехи обгоняемому транспорту или не занимая полосы, по которой может двигаться встречный транспорт.

Собираясь произвести обгон, водитель должен убедиться, что тем самым не создает помех другим автомобилям, участникам движения. Таким образом, факт нарушения очевиден.

Определение судов высшей инстанции

С изданием Постановления ВС №2 от 09.02.2012 водители испытали немалое воодушевление. Причиной стало неверное толкование ситуации средствами массовой информации. Они предположили, что теперь можно будет начинать маневр пересечением прерывистой линии и заканчивать его, пересекая уже сплошную. Журналисты оценили ситуацию таким образом по той причине, что в проекте постановления было предложение квалифицировать такой обгон как нарушение ПДД, а в самом постановлении такого истолкования уже не было.

А поскольку ВС решил не приравнивать обгон, заканчивавшийся через сплошную линию к движению по полосе встречного движения, это и было истолковано как разрешение.

Вместе с тем, КС РФ в определении №6-0-0 подтверждено положение п.4 ст. 12.15 КоАП — что любой выезд на полосу встречного движения является нарушением ПДД, если он не соответствует требованиям упомянутых правил и за такой маневр установлена ответственность по пункту 3 этой статьи. Если в действиях водителя имеются объективные признаки нарушения ПДД, то не имеет значения, в какой момент движения это нарушение имело место.

Что стоит учитывать при завершении обгона?

Прежде всего, нужно вспомнить определение, что представляет собой «обгон». Это действие, связанное с опережением транспорта, движущегося вobgon попутном направлении, связанное со смещением автомобиля в сторону встречной полосы и возвращением на свою полосу.

Таким образом, обгон состоит из трех действий:

  1. Смещение на полосу, предназначенную для езды в противоположном направлении.
  2. Опережение попутного участника движения.
  3. Возврат на ранее используемую полосу движения.

Следовательно, ответственность связана с применением статьи 12.15 часть 4 в части выезда на полосу встречного движения.

Однако Конституционный суд не отождествляет выезд на полосу встречного движения и движение по этой полосе. Выездом он формально считает также разворот, поворот или объезд препятствия, при котором не возникает опасности для других участников движения, в противовес встречному движению по чужой полосе.

В соответствии с правилами, перед началом сплошной линии разметки должен быть установлен знак 1.6, представляющий собой прерывистую линию, части которой в три раза длиннее разрывов между ними. Если такой разметки, предупреждающей о скором окончании зоны разрешенного обгона, нет – здесь явное нарушение ГОСТа. В этом случае состав преступления отсутствует, потому, что нет предупреждения об изменении условий движения.

Если имеет место указанное нарушение со стороны дорожных служб, есть возможность доказать дорожному инспектору, что факт нарушения ПДД вынужденный и связан с нарушением стандартов.

В соответствии с ГОСТ от начала прерывистой линии до начала сплошной должно быть расстояние не менее 100 метров, времени на перестроение должно быть вполне достаточно. Этот участок можно преодолеть за 4-5 секунд. В черте города длина такого участка составляет не менее 50 метров.

obgon-cherez-sploshnuyuА что же делать, если информирующая линия есть и нанесена она правильно? В этом случае необходимо доказать, что маневр с нарушением производился вынуждено, для того, чтобы избежать аварии. Примеров такой ситуации достаточно.

Не редкость внезапный выезд с примыкающих второстепенных дорог грузовиков или тракторов, за рулем которых частенько находятся нетрезвые водители. Это достаточно характерно для сельской местности. Нужно убедить инспектора, что именно он вынудил вас принять в сторону, чтобы избежать аварии и пришлось выехать на встречную полосу во избежание столкновения.

Часть 4 статьи 12.15 КоАП предусматривает наказание в виде лишения водительских прав на срок 4-6 месяцев именно за самостоятельное нарушение, связанное с движением по встречной полосе независимо от того, были последствия такого нарушения или нет, если выезд не носит характер кратковременного или вынужденного. Смысл такого уточнения состоит в том, что это правонарушение рассматривается как грубое, несущее исключительную опасность для других автомобилистов.

Как зафиксировать нарушение?

  • При общении с инспектором, обязательно в вежливой форме, обратите его внимание на тот факт, что совершенное правонарушение является не движением по встречной полосе, а нарушением расположения на проезжей части. Напомните, что обгон – это опережение попутного транспортного средства, вы же уже закончили опережение и возвращались на свою полосу. За нарушение правил расположения максимальное наказание не превышает 1500 рублей штрафа.
  • Если работник ГИБДД настаивает на своей классификации нарушения, нужно потребовать составления протокола и схемы нарушения и предупредить его об обращении в суд и в прокуратуру.
  • Нужно сфотографировать место нарушения, если прерывистая линия сразу становится сплошной.
  • Относительно составленного протокола – его нужно прочесть внимательно и внести свое замечание об отсутствии предупреждающего знака в виде разметки 1.6.
  • Необходимо указать требование обращения к адвокату.
  • Если есть запись видеорегистратора, нужно обязательно приобщить запись к протоколу и сделать пометку в протоколе об этом действии.

С заявлением в суд нужно обратиться сразу же, так как на обжалование протокола установлен срок в 10 дней.