Системой правового регулирования в сфере дорожного движения в Российской Федерации для транспортных средств установлено такое условие, как наличие паспорта с целью:
- упорядочить допуск транспортных средств в эксплуатацию;
- усилить противодействие хищениям транспортных средств и иным правонарушениям в сфере автомобильного транспорта;
- повысить эффективность контроля за таможенными платежами на ввоз транспорта.
Нормативно-правовая база
В РФ паспортизация на транспортные средства введена 18.05.1993 правительственным Постановлением № 477, которым установлены критерии транспортного средства, подлежащего паспортизации, а также предписано Министерству внутренних дел и таможенной службе обеспечивать контроль за оформлением паспортов на транспортные средства и соблюдением порядка их выдачи.
23 июня 2005 года приказом, принятым совместно МВД, Минэкономразвития и Минпромторгом введены формы бланков соответствующих паспортов, а также утверждены положения об этих паспортах.
Необходимые документы
Паспорт транспортного средства (ПТС) выдается его владельцу – организации или гражданину. В ПТС записываются сведения о модели авто, годе его выпуска, цвете, стране вывоза, из которой авто прибыло в РФ, сведения о собственнике – организации (наименование и адрес места нахождения) или гражданине (ф.и.о. и адрес места жительства). Бланки ПТС изготавливаются на специальной бумаге и подлежат строгому учету.
Выдача ПТС осуществляется:
- изготовителем транспортного средства – индивидуальным предпринимателем или организацией;
- подразделением таможни при ввозе транспортного средства из-за рубежа;
- подразделением государственной автоинспекции при регистрации транспортного средства, изготовленного до 1993 года или ввезенные в РФ до 1997 года.
Порядок получения ПТС
Первичная выдача ПТС собственнику осуществляется соответственно должностными лицами изготовителя, таможенной службы или автоинспекции в момент приобретения транспортного средства, ввоза или регистрации транспорта, выпущенного до 1993 года или ввезенного до 1997 года.
Впоследствии транспортное средство может несколько раз поменять владельца в случае совершения сделок: продажи, дарения, мены и прочих. В этом случае записи в ПТС делаются участниками сделки: вносится запись о новом собственнике, о дате передачи ему авто и о документе, на основании которого авто переходит в его собственность (например, договор дарения), затем проставляются подписи прежнего и нового собственника. Если в сделке участвуют организации или предприниматели, то кроме подписи они проставляют свою печать.
Когда выдается дубликат ПТС?
ПТС хранится у собственника и, как и любой документ, может оказаться утерянным или поврежденным. В этом случае владельцу необходимо получить дубликат. Выдача дубликата производится в автоинспекции в течение дня, но если возникнет необходимость в проведении проверки, то срок оформления дубликата может затянуться на месяц – до 30 дней.
Для получения дубликата необходимо:
- оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей;
- подать заявление о выдаче дубликата с приложением квитанции об оплате пошлины;
- предъявить паспорт гражданина РФ;
- приложить к заявлению испорченный ПТС.
Бланк заявления о выдаче дубликата ПТС можно получить в регистрирующих органах ГИБДД при обращении туда. При заполнении заявления не допускается делать в нем исправления и зачеркивания. Если с заполнением бланка заявления возникнут трудности, то подобно любым регистрирующим органам, вокруг которых осуществляют деятельность различные консультанты и специалисты, при ГИБДД также можно найти лиц, которые оказывают платные услуги по заполнению заявлений.
Замена ПТС перед продажей авто
Если в ПТС уже заполнены все строки о владельцах, то такой ПТС является действующим и не требует замены до смены собственника, но в случае продажи авто придется оформлять дубликат. Дубликат выдается по заявлению лица, который последним записан в ПТС, как собственник. Соответственно, продавцу следует получить дубликат, а затем вместе с покупателем внести записи в ПТС о сделке и о новом собственнике, а потом новый собственник регистрирует в ГИБДД сделку и получает регистрационное свидетельство.
Замену ПТС можно произвести путем подачи соответствующего заявления в электронном виде. Дело в том, что различные регистрационные действия по постановке на учет, выдача паспортов и свидетельств и тому подобные отнесены к государственным услугам, которые гражданин может получить не только традиционным способом на личном приеме, но и существенно сэкономив свое время, подать соответствующее заявление через портал государственных услуг.
Для подачи заявления в электронном виде необходима регистрация на портале и подтверждение личности, после чего гражданину предоставляется электронная подпись, которой он заверяет заявления, и открывается доступ к сервисам подачи заявлений в соответствующие государственные и муниципальные органы за получением государственных услуг.