Основное определение понятия «утилизационный сбор» — это фиксированная сумма на выполнение утилизации определенного товара, которая оплачивается при покупке, но в расчетном документе такого пункта не будет, так как эта сумма включена в стоимость товара.

Вопрос утилизационного сбора

В России в 2012 году был введен закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июля 1998 г. в пункте 1 статьи 24–1 обязали граждан во время приобретения автомобиля оплачивать утилизационный сбор. Другими словами, это разовая оплата в пользу государства, которая идет на принятия мер улучшения экологии и защиту здоровья людей от вредных выбросов во время использования транспортного средства. Также государство обязуется после окончания эксплуатации автомобиля утилизировать его без вреда для экологии.

Кто обязан платить?

Обратившись к третьему пункту этого закона, определяем, кто должен платить утилизационный сбор. В первую очередь — это транспортное средство, завезенное из другой страны (например, при покупке Японского авто и самостоятельной перевозки его в Россию).

Второй вариант – это покупка машины у человека, который по закону освобожден от уплаты сбора на утилизацию или при условии, что бывший владелец не оплатил его, нарушив тем самым установленный законодательством порядок.

Утилизационный сбор взымается однократно на одно транспортное средство, оплачивает который либо владелец, либо производитель, при условии, что это отечественная компания.

Кто попадает под закон об освобождении от уплаты сбора

В законе предусмотрены ситуации, при которых человека освобождают от оплаты сбора утилизации.

Случаи, при которых не придется платить:

  1. Если транспортному средству больше 30 лет, но при этом должно быть соблюдено несколько условий: машина не является коммерческой и у нее сохранились оригинальные рамы, двигатель и кузов.
  2. Если средство передвижения находится в собственности международных организаций или консулов и их семей, также сотрудников таких организаций.
  3. Если человек ввозит средство передвижения на территорию России в статусе личного имущества в пределах программы добровольного переселения из-за рубежа.
  4. Внимание: если приобретать автомобиль у людей, которые попадают под последние два пункта закона, в таком случае потребителю будет необходимо собственноручно уплатить утилизационный сбор.

Производим подсчет размера утилизационного сбора

Сумму утилизационного сбора рассчитать несложно, нужно базовую ставку умножить на величину поправочного коэффициента. Чтобы узнать значение коэффициента, нужно обратиться к закону «Перечня размеров утилизационного сбора» от 26 декабря 2013 года. Это значение будет зависеть от ряда факторов: год выпуска средства передвижения и основных его характеристик (масса, объем двигателя и размеры). Размер базовой ставки рассчитывается по типу и предназначению автомобиля:

  • легковой транспорт при условии неиспользования его в коммерческих целях – 20 тысяч рублей.
  • грузовой транспорт и коммерческое авто – 150 тысяч рублей.

Например, если имеется легковое транспортное средство российского производства не старше трех лет, с массой не более 2,5 тонны – поправочный коэффициент составит 0,88, а сумма базовой ставки равна 20 тысячам рублей. Из этих данных получаем, что сумма утилизационного сбора составит 20 тысяч рублей и 88 копеек.

На чем следует сфокусировать внимание во время оплаты?

Факт оплаты должен быть обязательно зафиксирован. В паспорте автомобиля, в раздел для особых отметок при оплате должны сделать пометку. На нее нужно обратить внимание во время приобретения средства передвижения.

Причины отсутствия отметки об уплате утилизационного сбора:

  1. Владелец автомобиля получил паспорт транспортного средства до 2012 года.
  2. На территорию Российской федерации иностранный автомобиль был ввезен до 1 сентября 2012 года.
  3. Владелец иностранного автомобиля после 1 сентября 2012 года перевез его в Российскую Федерацию, но не уплатил утилизацию.

Стоит отметить, что при освобождении владельца от уплаты сбора на утилизацию также проставят отметку с причинами, поэтому на слово продающему машину человеку верить нельзя. Однако при условии получения паспорта отечественным автомобилем в промежуток от 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года в паспорте может быть отметка о том, что компания производитель берет на себя обязательство утилизировать это транспортное средство по истечении срока его использования. В этой ситуации важно проверить наличие организации в реестре компаний, принявших условия утилизации производимой техники. Если произошло исключение организации из списка, тогда нужно сверять даты. Посмотреть список можно бесплатно на официальном сайте Министерства промышленности и торговли.

Отсутствие каких-либо отметок будет означать, что человек незаконно ушел от оплаты, выход из положения – снизить цену договора. Но бывают случаи ошибочной оплаты сбора на утилизацию, при этом нужно обратиться в службу, которая взымала плату (налоговая или таможня). При обращении владельцу автомобиля придется заполнить предоставленное заявление.

Также нужно иметь при себе копию паспорта, оригинал и ксерокопию паспорта автомобиля, квитанцию об оплате, документ о повторной ошибочной оплате. После чего в течение 30 дней будет рассмотрено заявление и принято решение.

Последствия неуплаты

Если покупка уже совершена, а утилизационный сбор не оплачен, то всю радость приобретения омрачит факт невозможности постановки на учет. Средство передвижения не будет считаться прошедшим регистрацию без заметки об оплате сбора на утилизацию.

Не следует пренебрегать и оттягивать оплату, так как транзитные номера действительны в течение 20 суток, после чего владелец будет обязан оплатить штраф 500-800 рублей, по этой причине при повторном факте проверки возможно лишение прав на срок в 3 месяца. Эти штрафы прописаны в статье 12.1 КоАП Российской Федерации, поэтому полностью на законных основания инспектор ГИБДД будет обязан проверять наличие отметки об оплате утилизационного сбора.