Отечественное законодательство предусматривает ряд норм, направленных на защиту и отстаивание интересов клиента торговой точки. Совершая покупку, в течение ограниченного времени покупатель сохраняет за собой возможность инициировать её возврат как в случае выявления в ней изъянов, так и при их отсутствии. Но следует уточнить, что возврат технически сложного товара надлежащего качества сопряжён с некоторыми правовыми особенностями. Кстати, силовые тренажеры вы можете приборести на https://ivicity.kz/318-silovye-trenazhery/
Перечень технически сложных товаров
Конкретный перечень прописан в нормативных актах. В Постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2011 года №924 речь идёт о:
- летательных аппаратах (самолётах, вертолётах) и наземных транспортных средствах (легковых авто, мотоциклах и пр.);
- оборудовании, использующемся для сельскохозяйственных нужд (тракторах, мотоблоках, мотокультиваторах);
- плавучих средствах (катерах, лодках и прочем водном транспорте с электродвигателем);
- навигационных устройствах, работающих по беспроводной связи (GPS-навигаторах);
- компьютерной технике и МФУ (стационарных ПК, ноутбуках, ЭВМ);
- цифровых ТВ и устройствах передачи спутникового ТВ;
- цифровом фото- и видеооборудовании (фотоаппаратах, видеокамерах и пр.);
- ряде предметов бытовой техники (холодильниках, стиральных, посудомоечных машинах, электроплитах, духовках, кондиционерах, бойлерах, кофемашинах и пр.).
В 2019 году российское правительство расширило указанный список следующими изделиями:
- комбинированными холодильно-морозильными устройствами;
- машинами для стирки и сушки;
- варочными панелями;
- роботами-пылесосами;
- встраиваемыми микроволновками;
- кухонными комбайнами.
В каких случаях такие товары примут обратно в магазин
По российскому законодательству сдавать в магазины можно лишь бракованные вещи из группы технически сложных изделий. Если устройство сломалось в течение подтверждённого гарантийного срока, покупатель может подать претензию с требованием обменять/отремонтировать товар или вернуть деньги за него. Сдать исправно работающее изделие невозможно даже в течение 14-дневного срока с момента его приобретения.
Юристы рекомендуют перед совершением покупки узнать, существует ли возможность возврата товара продавцу. К примеру, сотовый телефон или Wi-Fi-роутер по закону не относятся к категории сложных товаров. В этом случае потребитель имеет все шансы отстоять своё право на возврат устройства без недостатков в 14-дневный срок. А вот исправно работающий цифровой телевизор на протяжении этого периода просто так вернуть не получится.
Как вернуть изделие в магазин
Законодательные акты РФ не регламентируют порядок возврата исправно работающего товара, а в отношении изделий с существенным изъяном прописаны конкретные нормы реализации такой процедуры.
О чём гласят законодательные нормы
Закон РФ «О защите прав потребителей» (ФЗ №2300–1 от 7 февраля 1992 года), далее — ЗоЗПП, является главным нормативным регулятором правоотношений сторон продавца и покупателя. Документ декларирует право потребителя вернуть покупку при выявлении в её работе каких-либо изъянов в течение 14-дневного периода, а также периода гарантийного сервиса.
Письменная претензия клиента — единое документальное основание для обращения в торговую точку с запросом вернуть покупку.
Порядок составления претензионных писем
Стандартное претензионное заявление на возврат покупки содержит:
- реквизиты магазина и его директора, данные клиента (ФИО, адрес проживания, номер телефона);
- дату и время покупки устройства, его базовое описание, а также обстоятельства, при которых были обнаружены изъяны;
- перечень конкретных требований к магазину, где нужно указать приемлемый вариант разрешения ситуации. Это может быть обмен товара на аналогичный, ремонт изделия, полный возврат уплаченной суммы или уменьшение его цены. Юристы также рекомендуют указывать ожидаемые сроки для реализации притязаний, а также дальнейшие действия заявителя, которые будут предприняты в том случае, если запрос будет проигнорирован;
- список прилагаемых к письму бумаг в конце текста обращения.
С образцом заявления-претензии можно ознакомиться по ссылке.
Какие документы нужны для процедуры
Претензионное письмо подкрепляется пакетом дополнительных бумаг, состоящим из:
- квитанции, подтверждающей приобретение;
- технического паспорта на изделие;
- письменной технической экспертизы (если такая имела место).
В какой период возможен возврат
Вернуть дефектную покупку клиент может в ограниченные сроки. Существенность дефекта не важна, если он обнаруживается в течение 14 дней с момента покупки: клиент вправе настаивать как на обмене изделия, так и на полном возврате денежной суммы. Закон, в свою очередь, обязует магазины производить возврат не позже, чем через 10 дней с момента поступления соответствующего запроса.
Если проблема в работе изделия была выявлена несколько позже, потребитель может обратиться с запросом выполнения ремонта, обмена или полного возврата уплаченной денежной суммы до того момента, пока не истечёт гарантийный срок.
Из вышеизложенного следует, что товар, попадающий под категорию технически сложных, не может быть принят в магазин обратно без наличия веских на то оснований в виде брака/поломки. Торговая точка вправе рассмотреть претензию на возврат исключительно при наличии в изделии подтверждённого дефекта, препятствующего полноценной эксплуатации устройства.