ЦБ РФ опубликовал планы по изменению тарифов ОСАГО при проведении реформы рынка автострахования в России, теперь известно, что будет на 20% снижена нижняя граница коридора тарифов ОСАГО (кроме мотоциклов и легковых автомобилей юридических лиц, для них верхняя граница тарифного коридора понижена на 10,9% для мототранспорта, и на 5,7% будет понижается верхняя граница тарифного коридора для легковых машин, принадлежащих юридическим лицам).
Новый проект ЦБ называется Указание «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
При снижении нижней границы тарифов будет повышена верхняя граница тарифного коридора ОСАГО для всех видов транспортных средств на 20%, что в свою очередь может вызвать подорожание страховых полисов в России в будущем.
После проведения реформы ОСАГО минимальная базовая ставка страхового тарифа легковых автомобилей физлиц будет составлять 2700 рублей, а максимальная 4900 рублей, для автомобилей такси 4100 рублей и 7400 рублей, для корпоративного легкового автотранспорта — 2000 рублей и 2900 рублей соответственно. Для мотоциклов минимальная и максимальная базовые ставки страхового тарифа ОСАГО составят 694 рубля и 1400 рублей.
По мнению ЦБ РФ новые тарифы ОСАГО позволят страховых компаниям индивидуально подходить к ценообразованию на полисы автогражданской ответственности водителей в зависимости от аварийности в том или ином регионе. При этом сохранятся коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), например самые низкие КТ установлены для Бурятии, Дагестана, Калмыкии, Крыма и Якутии они составляют 0,6, а самыми высокими являются КТ для Мурманска и Челябинска = 2,1.
Страховщики смогут дифференцировать тарифы и с помощью коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Как мы уже писали, планируется ввести 50 ступеней КВС, понижающих тариф водителя в течение всей его автомобильной жизни. То есть для опытных водителей и водителей среднего и старшего возраста величина КВС будет снижена, а вот для молодых и неопытных водителей КВС поднимут в пределах 4,5%.
Проект реформы ОСАГО предусматривает изменения в подходе к коэффициенту бонус-малус (КБМ — он изменяется в зависимости от наличия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО, по вине водителя транспортного средства, при этом значение КБМ сохраняется за водителем вне зависимости от смены им страховой компании). На текущий момент КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего страхового договора, а планируется переход на на годовой порядок расчета коэффициента бонус-малус.
Однозначно положительным моментом реформы ОСАГО можно считать то, что с 1 января 2019 года для всех водителей, у которых по тем или иным причинам в базе данных Российского союза страховщиков (РСА) числилось более 1 коэффициента бонус-малус, будет присвоено наименьшее значение КБМ из имеющихся в базе данных РСА.
Ориентировочно указание ЦБ «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу не раньше 1 января 2020 года (спустя 10 дней после официальной публикации), но пока это только проект.
В своей статье на сайте Forbes.ru президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс жалуется:
«Недостаточные тарифы, злоупотребления и случаи прямого мошенничества стали причиной того, что в прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус. Многим пришлось покинуть рынок, оставшиеся сознательно снижают свою долю. Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (59 страховых в 2018 году против 240 компаний в 2004 году), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус… Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю… Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно — постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.»