С 2014 года вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся владельцев мопедов и скутеров. Теперь легально управлять 50-кубовым мопедом, имея водительские права с открытой категорией «М».

Категория прав «М»: общая характеристика

Если в удостоверении проставлена любая другая категория, можно считать, что повезло — в таком случае «М» считается открытой автоматически. Ни дополнительно учиться, ни сдавать какие-то дополнительные испытания на знание мопеда не придется.

Категории «А», «А1», «М»: в чем различие?

Категория «М» дает право управлять скутерами и мопедами с объемом движка до 50 кубов. Если транспортное средство имеет объемы от 50 до 125 кубических сантиметров, придется получать права с подкатегорией «А1». Если кубатура мототехники более 125, открывается «А2». Но у подкатегории «А2» есть небольшой нюанс: чтобы ее открыть, необходимо иметь стаж управления мотом с открытым «А1».

Кстати, раньше езда на малокубаторном транспорте до 50 кубов позволяла нетрезвому водителю проехаться до ближайшего ларька за очередной дозой горячительного. Теперь же все строго: если сотрудники ГИБДД поймают такого «загулявшего» водителя, ему грозит лишение водительского удостоверения.

Обучение на категорию «М»: срок и стоимость

Ряд автошкол уже включили в свою программу обучение езде на мопеде. Проанализировав цены на обучение в различных школах, можно создать среднюю характеристику стоимости на данный вид услуг. Итак, в среднем, получить азы знаний вождения мопеда предлагается:

  • от 7 до 12 тысяч за теоретический курс обучения, составляющий 16 занятий, растянутых на 1-2 месяца;
  • от 16 до 26 тысяч рублей за теорию, плавно переходящую в практическую часть — вождение. Занятий проходит 16 теоретических и 10-18 часов «накатки». Срок обучения в этом случае продлится 1,5-2,5 месяца. Но эта цена не включает в себя расходы на бензин и различные смазочные материалы;
  • от 20 до 34 тысяч придется отдать за курс обучения с системой «все включено». Пакет услуг включает в себя курс теории, практики, внутренний подготовительный экзамен, прохождение медкомиссии и оплату необходимых госпошлин. Максимальный срок обучения составит 2,5 месяца. Обучающемуся придется посетить 16 стандартных занятий по теоретической части и откатать до 18 часов практических занятий на мопеде. Экипировка и шлем для управления предоставляются школой.

Наличие у обучающегося своего скутера или мопеда, а также необходимой экипировки, сможет существенно снизить стоимость оплаты за практические занятия. Также можно будет сэкономить при сдаче экзамена в ГИБДД. «Студенту» не придется арендовать транспорт автошколы для демонстрации своих умений сотрудникам автоинспекции.

Следует учесть еще пару немаловажных моментов условий обучения. Во-первых, большинство автошкол проводят занятия только в весенне-летне-осенний период, когда тепло и сухо. Во-вторых, на стоимость учебного процесса может влиять время и дни посещений. Автошколы с расписанием занятий по выходным дням обойдутся несколько дороже.

Сдача экзамена и получение прав

К экзаменам на категорию «М» и «А1» допускаются лица, достигшие 16 лет. Для сдачи экзамена на мото более 125 кубических сантиметров экзаменующемуся должно исполниться 18 лет.

Для категорий «М», «А1» и «А2» проводятся два экзамена — один по теории, второй — практический. Необходимо иметь специальную медсправку для допуска к управлению средством повышенной опасности.

Экзамен по теории проверяет знания ПДД, освоения основных положений допуска ТС к эксплуатации, законов РФ, касающихся обеспечения водителем безопасности движения и ответственности за несоблюдение ее. Необходимо будет также продемонстрировать знания по оказанию первой медицинской помощи.

Теоретический экзамен проводится в форме тестирования. Каждый билет содержит 20 вопросов, на которые есть несколько вариантов ответов. Нужно выбрать верный. На ответы дается 20 минут. По истечении этого времени экзамен прекращается. После окончания времени или ответа на все вопросы на мониторе экрана компьютера высвечивается результат. «Сдал» — правильные ответы даны на более, чем 18 вопросов, «не сдал»- менее 18 правильных ответов.

При проведении практического экзамена сотрудник автоинспекции оценивает у экзаменуемого умение трогаться с места, разгоняться, маневрировать, пользоваться зеркалами заднего вида и другие необходимые знания пользования техническим средством. Комплекс испытательных упражнений состоит из 3 частей.

«Сдал» ставится экзаменатором при выполнении всех упражнений. «Не сдал» — за невыполнение двух упражнений.

Вождения мото по городу в экзамене не предусмотрено. Допуск к экзаменам можно получить только после прохождения курса обучения в лицензированной автошколе. Самоподготовка не предусмотрена. После удачного прохождения всех экзаменов можно получать водительское удостоверение.

Правила езды на мопеде

Все водители скутеров и мопедов должны иметь при себе удостоверение категории «М» либо другой категории.

  • Управление допустимо только лицом, достигшим 16-летия.
  • Теперь состояние алкогольного опьянения приведет к лишению прав.
  • В светлое время должны быть включены фары ближнего света.
  • Водители мопедов должны передвигаться по правому краю проезжей части либо велосипедной дорожке. Объезд трамваев и троллейбусов также предусмотрен. Допускается движение по обочине, если это не препятствует движению пешеходов.

Запрещается:

  1. при движении держаться за руль одной рукой;
  2. перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных устройств;
  3. передвигаться по дороге без застегнутого шлема;
  4. пересекать дорогу по пешеходным переходам;
  5. перевозить крупногабаритные выступающие предметы;
  6. разворачиваться или поворачивать налево через трамвайные пути;
  7. запрещено участие мопедов и скутеров в какой-либо буксировке.

Специалисты считают, что принятие новых правил и соблюдение их водителями сделает дорожное движение лучше и безопаснее для всех его участников.