Пятница, 18 августа 2017   Подписка на обновления  Письмо редактору
16:27, 19 июля 2017

Приватизация муниципального жилья


Официально приватизация жилых объектов была введена в законопроект в конце 80-х годов. Основное влияние на регистрацию прав собственности оказала Великобритания, страна, которая первая практиковала данный процесс.

Приватизация жилья: общая характеристика

История приватизации началась с того, что начали появляться собственники, которые, несмотря на отсутствие бумаг, считались полноценными и единственными владельцами своей недвижимости. С того момента все объекты были разделены на две части: на государственную/муниципальную и частную собственность. При этом любую недвижимость можно было продавать только с разрешения владельца или нескольких лиц. Почти 40 лет государство использовало это правило, пока в 1990 году по нескольким странам СНГ не была объявлена официальная массовая приватизация жилых объектов. Несмотря на новый закон, собственники не стремились регистрировать право собственности, ведь для этого пришлось бы выкупить недвижимость у государства за ее полную стоимость.

Граждане страны старались избегать нового закона, поэтому к 1991 году количество всех приватизированных объектов составило всего 0,09%. Такой показатель был настолько низок, что в этом же году был введены правки в законопроект, которые обещали всем гражданам зарегистрировать право собственности на безвозмездной основе. Но также были введены и условия, которые обязывали новых собственников содержать свое жилье не только в надлежащем состоянии, но и своевременно погашать коммунальные платежи.

Закон РФ не обязывает граждан оформлять недвижимость в собственность, а также выкупать ее у муниципальных или государственных служб.
В этом случае гражданин может заключить с уполномоченным органом договор социального найма, который обеспечивает проживание на квадратных метрах в установленный срок. При этом нужно понимать суть приватизации. Муниципальное жилье, которое досталось гражданам по договору найма, невозможно продать или сдавать в аренду, а при невыполнении условий сделки, государство вправе выселить нарушителей и расторгнуть договор. Приватизированное жилье наоборот, можно продавать, дарить, сдавать в аренду, передавать по наследству. Сейчас вся правовая сторона вопроса подробно указана в Жилищном кодексе страны.

Понятие приватизации

Приватизация представляет собой оформление любой жилплощади в собственность. Регистрация прав производится двумя способами:

  1. Безвозмездная передача. Здесь гражданину не требуется выкупать недвижимость по ее кадастровой стоимости, при этом после прохождения процедуры приватизации, он становится единственный и полноправным собственником данного объекта недвижимости. Сроки владения собственностью не устанавливается государством, а это значит, что жилплощадь может принадлежать семье до тех пор, пока не останется наследников или квадратные метры не будут изъяты в судебном порядке.
  2. На платной основе. В этом случае государство продает объект недвижимости по кадастровой стоимости. Пройти процедуру приватизации также можно, если частично выкупить жилплощадь. Такое бывает, когда государство выделяет субсидии в денежном эквиваленте на приобретение собственных квадратных метров, позволяющих приобрести дом, квартиру или землю с большой скидкой.

Приватизация — единственный способ, который дает возможность оформить жилплощадь в собственность и дать ей неприкосновенность.
Зарегистрированную недвижимость никто не сможет продать или сдать в аренду, только его законные владельцы. Данная процедура позволяет защитить собственников от непредвиденных ситуаций и мошенников.

Кто имеет право?

В соответствии с Федеральным законом страны (статья №1541, пункт 1), зарегистрировать право собственности может только резидент РФ. Это значит, что все граждане страны вправе приватизировать как социальное жилье, так и выкупать объекты для последующей регистрации. При этом для тех граждан, которые пользуются квадратными метрами, предоставленными по договору социального найма, существует преимущественное право на бесплатную приватизацию жилья, которое указано в кодексе и законодательных сводках. А также в процессе могут участвовать и несовершеннолетние лица, и инвалиды, и льготники. Единственная категория лиц, которая не может участвовать в приватизации — иностранные граждане, которые временно находятся на территории страны.

В каких случаях запрещена приватизация?

Невозможно приватизировать участок, который является местом общего пользования, до тех пор, пока муниципальный орган не изменит статус данной территории. К таким участкам можно отнести часть коммунальных квартир и общежитий, где общие зоны, такие как кухня, туалет, ванная комната, коридор или прихожая являются местом общего пользования. Также к общему перечню относятся и земельные участки, которым присвоен данный статус (аллеи, парки, площади).

Существует перечень объектов, которые не подлежат приватизации:

  • аварийное жилье, которое подлежит сносу. Не нужно путать не пригодные для проживания объекты с ветхим жильем;
  • если объект является собственностью маневренного фонда. Например, нельзя приватизировать комнату в гостинице, помещения в больницах. Также к перечню относятся воспитательные учреждения, интернаты и пансионаты;
  • запрещенные объекты, находящиеся на защищенных территориях. Например, квартира, которая находится в закрытом городе, не подлежит приватизации лицам, которые не являются государственными, военными служащими, или приглашенными лицами для ведения научной или промышленной деятельности;
  • служебные или промышленные объекты, такие как заводы, фабрики, склады.

Сроки приватизации

2017 год заставил волноваться всех законных собственников страны, которые с 1991 года успели пройти процедуру как платной, так и бесплатной приватизации. Все потому, что в законодательстве страны было положение, где указано, что регистрация прав у всех граждан страны закончится 1 марта 2017 года. За месяц до истечения срока президент страны дал указ, который позволил исключить данное положение из законодательной базы. Теперь, приватизация для каждого собственника оформлена бессрочно, а это значит, что имущество может передаваться по наследству и использоваться несколько поколений.

Плюсы и минусы процедуры

Приватизация хоть и является гарантией защиты имущества каждого собственника, но еще и обладает рядом минусов. Давайте рассмотрим положительные и негативные стороны процедуры:

  1. С зарегистрированной собственностью невозможно проводить какие-либо манипуляции от третьего лица. Отчуждать, сдавать в аренду, дарить может только то лицо, которое указано в Свидетельстве государственной регистрации прав. Прописанные в жилплощади лица также не имеют никакой юридической силы для свершения различных сделок с приватизированным объектом.
  2. Собственники могут прописывать жильцов в любое время и по собственному желанию.
  3. В случае сноса жилого дома, собственники могут получить другую недвижимость, идентичную приватизированной.
  4. Государство не предоставляет материальную помощь собственникам приватизированных объектов. Владельцы социального жилья наоборот, могут встать в очередь на субсидии для улучшения жилищных условий.
  5. Владельцы приватизированного жилья обязаны выплачивать налог один раз в год. Как правило, налог рассчитывается от кадастровой стоимости участка.

Порядок оформления жилья в собственность

Процесс приватизации включает в себя 5 основных шагов, которые помогут быстро и беспрепятственно зарегистрировать право собственности. Рассмотрим каждый шаг подробнее:

  • шаг 1. Согласование приватизации между всеми членами семьи. В случае отказа одного из членов, необходимо оформить его в письменном виде у нотариуса, чтобы в будущем не возникли спорные вопросы. Если в оформлении участвуют несовершеннолетние дети, то за них решают законные представители (родители, опекуны);
  • шаг 2. Подготовка и сбор необходимых документов для регистрации прав;
  • шаг 3. Составление письменного заявления с просьбой оформить приватизацию;
  • шаг 4. Подача документов вместе с готовым заявлением. Как правило, уполномоченный орган проверяет пакет документов в течение 60 календарных дней. При этом конкретные сроки проверки в законодательстве не прописаны. Компетентный орган вправе отклонить запрос о приватизации, а также приостановить процесс оформления на неограниченный срок. Частая ситуация: не хватает какого-либо документа, либо выявлены нарушения в бумагах;
  • шаг 5. Заключение договора приватизации с уполномоченным органом, с которым в дальнейшем необходимо обратиться в Росреестр для получения Свидетельства госрегистрации прав.

Куда обращаться?

Заявление на приватизацию жилого объекта необходимо подавать в администрацию города. Там заявитель сможет обратиться в специализированный отдел приватизации жилья. В некоторых регионах страны разрешено обращаться в Жилищный комитет или в МФЦ. После того, как уполномоченный орган примет документы, он предоставит двухсторонний договор приватизации, который необходимо отнести в местный орган Росреестра.

Какие документы необходимы?

Чтобы процедура приватизации прошла быстро и легко, необходимо собрать полный перечень документов. В противном случае, сотрудники администрации города смогут приостановить процесс регистрации прав на неопределенный срок. В список документов входят:

  1. Выписка из БТИ, которая предоставляется совместно с кадастровым и техническим паспортом. Если таковые отсутствуют, то уполномоченные органы должны предложить пройти кадастровую оценку и встать на учет в обязательном порядке.
  2. Выписка из ЕГРП. Несмотря на то, что объектом является муниципальное жилье, государство все равно прописывает граждан, указанных в договоре социального найма.
  3. Договор соцнайма. Его необходимо предоставить вместе с ордером на объект недвижимости.
  4. Паспорта и свидетельства о рождении всех лиц, которые участвуют в приватизации.
  5. Выписка лицевого счета, или справка из БТИ. Доказывает, что у заявителей нет задолженности по коммунально-бытовым услугам.
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Стоимость приватизации

Процедура приватизации для граждан, которые арендуют жилье у муниципальных органов более пяти лет, проводится на безвозмездной основе. При этом нужно понимать, что такие граждане должны в любом случае оплатить госпошлину в размере 2000 рублей.

Другие расходы:

  • 200 рублей — заказ одной справки или документа из государственных служб;
  • До 5.000 рублей — подготовка и печать официального технического паспорта;
  • До 20.000 рублей — подготовка технического документа на срочной основе;
  • 1000 рублей – оформление доверенности на представителя.

Приватизация муниципального жилья – это единственная возможность сделать себя и свою семью единственными владельцами. Подводя итоги можно сказать, что данная процедура не является обязательной, но, несмотря на это, более 80% всех объектов жилого фонда было приватизировано до 2017 года. Это значит, что данная процедура не только проста, но еще и полезна для каждого резидента страны.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 AdviceLawyer
О проекте
Карта сайта