Большая категория российских автолюбителей не довольна примененными производителями автомобилей технологиями и материалами и по этой причине очень часто вносит изменения в конструктив своих ТС, а проще говоря тюнингует свои авто. При этом далеко не все понимают, что все изменения, влияющие на конструкцию автомобиля, должны быть оформлены в ГИБДД. Давайте рассмотрим подробнее, как узаконить изменения в конструкцию автомобиля, потому как в противном случае автовладелец становится нарушителем ПДД и может понести административное наказание.

Вышеупомянутое касается даже небольших изменений, вроде установки газобаллонного оборудования, спортивного глушителя или смены обычных фар на ксеноновые. Под конструкционные изменения может попасть даже установка нестандартного детского кресла, не сертифицированного по ГОСТ Р 41.44-2005.

  • Какие изменения в автомобиле необходимо регистрировать, а какие нет
  • Порядок оформления внесенных в конструкцию автомобиля изменений через ГИБДД
  • Чем грозят незарегистрированные изменения в конструкции машины
  • Аннулирование регистрации ТС за незарегистрированное изменение конструкции
  • Как инспектор ДПС может выявить конструктивные изменения в машине

Как узаконить изменения в конструкцию автомобиля

 

Какие изменения в автомобиле необходимо регистрировать, а какие нет

Проведение изменений конструкции машины регламентируется ПДД, пунктом 7.18. Правилами прямо запрещается эксплуатация автомобиля с изменениями, не прошедшими одобрение ГИБДД или других органов, определяемых правительством. Соответственно, разрешается использование компонентов:

  • сертифицированных в ГИБДД для этой модели машины и
  • одобренных в местном отделении ГИБДД индивидуально после прохождения экспертизы.

Также разрешены любые конструктивные изменения автомобиля до тех пор, пока они не угрожают жизни, здоровью и имуществу других людей, а сам автомобиль стоит на месте и не эксплуатируется.

Для лучшего понимания, какие изменения в авто нужно регистрировать, а какие — нет, следует определить границу между конструктивными особенностями машины и дополнениями. Все, что устанавливается в авто, заменяя его функционал на новый, является изменениями, требующими регистрации. Электроника или запчасти, добавляющие новые возможности без удаления старых, являются дополнениями.

Автомобильная электроника: видеорегистраторы, детекторы радара, навигаторы — дополнение к возможностям машины, не требующие регистрации. ГБО, кенгурятник или ксеноновые лампы в фарах нуждаются в оформлении в ГИБДД.

К списку изменений, требующих экспертизы в случае отсутствия сертификата и маркировки, относятся:

  1. изменение типа кузова;
  2. замена двигателя, влияющая на мощность машины или её вес;
  3. установка несъемного оборудования;
  4. изменение количества сидений и их местоположения;
  5. изменение габаритов или веса ТС;
  6. замена топливной/тормозной системы;
  7. усовершенствования ходовой части;
  8. доработки рулевого управления;
  9. любые замены светового оповещения и улучшения фар.

При установке нужно учитывать, что не все изменения проходят сертификацию в госавтоинспекции. Само слово «сертифицированный» означает проверенный, безопасный в использовании на вашей модели машины. Замена без подтверждения разрешена для деталей, прошедших ГОСТ и имеющих маркировку завода-изготовителя о возможности использования на вашей модели машины.

Переделка автомобиля с использования жидкого топлива на газ практически никогда не сертифицируется официально. Перед установкой ГБО обязательно посетите районное отделение ГИБДД на предмет экспертизы и регистрации изменений конструкции.

 

Порядок оформления внесенных в конструкцию автомобиля изменений через ГИБДД

Говоря о том, как узаконить изменения в конструкцию автомобиля рассмотрим во всех деталях порядок оформления изменений в автомобиле с участием госавтоинспекции:

1. Проведение предварительной экспертизы. Уведомить ГИБДД необходимо еще на этапе проектирования изменений конструкции, чтобы госинспекция оценила безопасность и возможность перестройки конструкции.

Полный список организаций, уполномоченных на проведение экспертизы, можно найти в этом документе на сайте департамента техрегулирования ЕЭК.

2. Предоставление документов в ГИБДД. Помимо стандартного заявления, владельцу потребуются:

  • заключение предварительной экспертизы;
  • паспорт владельца авто;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • ПТС.

Кроме документов, необходимо предоставить сам автомобиль для осмотра.

3. Изменение конструкции. После принятия положительного решения, собственнику автомобиля разрешено проводить замену элементов конструкции. Работы проводит либо техцентр, имеющий сертификат на разрешение работ соответствующего типа, либо самостоятельно владельцем машины.

4. Получение декларации. Завершив работы по изменению конструкции, организация, которая провела работы, должна предоставить декларацию-заявление по объему и качеству сделанных усовершенствований. При проведении работ самостоятельно — декларацию заполняет и подписывает владелец автомобиля.

Как узаконить изменения в конструкцию автомобиля

5. Окончательная экспертиза. Закончив переработку, авто снова проходит экспертизу в одной из организаций, указанных в пункте 1. По итогу завершения владельцу выдается протокол экспертизы.

6. Техосмотр. Последний технический шаг, нужно пройти осмотр в сертифицированном техцентре. Список можно найти на сайте Российского Союза Автостраховщиков.

7. Подготовка и предоставление пакета документов в ГИБДД. После оплаты госпошлины (800 рублей), нужно снова явиться в госавтоинспекцию с набором документов:

  • заключение предварительной и протокол завершающей экспертизы;
  • диагностическая карта, полученная в пункте проведения техосмотра
  • квитанция об оплате пошлины;
  • нотариально заверенные копии сертификатов на установленные запчасти и компоненты автомобиля (если у них отсутствует маркировка о возможности использования на вашей модели авто)
  • паспорт (копия и оригинал);
  • ПТС (копия и оригинал);
  • свидетельство о регистрации;

Также придется снова привезти автомобиль на осмотр. В этот раз представителей власти будет интересовать соответствование требованиям регламента Таможенного союза.

Важно помнить, что изменения конструкции, затрагивающие маркировку автомобиля, запрещены. VIN, номера кузова, двигателя и других деталей должны остаться нетронутыми.

Также не рекомендуется регистрировать изменения постфактум, после проведения работ. Если любая из инстанций найдет хотя бы одно несоответствие нормам — все усовершенствования придется убрать, а потом снова проходить техосмотр.

 

Чем грозят незарегистрированные изменения в конструкции машины

По Правилам дорожного движения, использование автомобиля с незарегистрированными изменениями в конструкции запрещено (пункт 7.18). Нарушение наказывается по статье 12.5 КоАП, штрафом в 500 рублей или предупреждением в случае первого незначительного нарушения. Повторные нарушения караются лишением прав на срок до трех месяцев или штрафом до 5 тысяч рублей.

При первом задержании возможно снижение суммы штрафа с 500 до 250 рублей — так как нарушение не является злостным, при оплате взыскания в первые две недели возможно оплатить 50% штрафа.

Незаконная установка ксеноновых фар, использование мигалок или опознавательных знаков может привести к опасной ситуации на дороге для всех участников движения. Установка таких устройств без разрешения карается более строго:

  • установка мигалки со звуковым сигналом на крышу карается лишением прав на 18 месяцев;
  • покраска машины в цвета оперативных служб (скорая, полиция, служба газа) также приведет к лишению прав на полтора года;
  • ксеноновые или светодиодные осветительные приборы, а также лампочки красного цвета на фарах наказываются полугодовым лишением прав;
  • неправомерная установка знака «Инвалид» наказывается штрафом в 5 тысяч рублей;
  • использование раскраски такси на обычной машине штрафуется на 5 тысяч рублей.

Также запрещено нанесение на автомобиль нецензурных слов, порнографических картинок или графического насилия.

 

Аннулирование регистрации ТС за незарегистрированное изменение конструкции

Самое серьезное наказание за несанкционированные изменения — отмена регистрации на автомобиль. В пункте 3 приказа МВД номер 1001 от 24.11.2008 упоминается список причин, приводящих к отказу от регистрации, и самостоятельная переделка машины является одной из них.

Как узаконить изменения в конструкцию автомобиля

Порядок действий при прекращении регистрации выглядит так:

  1. Машина останавливается на дороге инспектором ГИБДД, который находит изменения в конструкции. После проверки свидетельства о регистрации сотрудник замечает, что отметки о внесении изменений нет.
  2. Инспектор пишет рапорт на имя начальника об обнаружении машины с незаявленным функционалом и всеми подробностями, доступными при визуальном осмотре.
  3. Начальник отделения ГИБДД на основании рапорта выносит решение о прекращении регистрации, добавляя информацию во всероссийскую базу данных.
  4. При следующей остановке машины и проверки документов сотрудник ДПС видит, что регистрация недействительна и изымает ее вместе с номерами. После этого автомобиль необходимо регистрировать заново, с прохождением всех положенных экспертиз и техосмотров по списку выше.

С 2014 года водителю больше не даются сутки на исправление нарушения, запрет начинает действовать незамедлительно. Поэтому формально инспектор может наказать водителя сразу же после продолжения движения. Причем второй штраф будет уже злостным нарушением, за которое может последовать лишение прав и крупный штраф.

Чаще всего сотрудник ГИБДД обращает внимание на ГБО, детские сидения и фары, как самые заметные элементы. Часто проверяются машины со «спортивным» обвесом: спойлер, спортивный глушитель, дополнительные фары или любой другой тюнинг требуют обязательной сертификации, потому что проверять такую машину будут на каждом втором посту.

Гораздо реже обращают внимание на литые диски, дворники, прицепные устройства (фаркопы). Тем не менее сильно нестандартная конструкция может привлечь внимание и стать причиной штрафа.

 

Как инспектор ДПС может выявить конструктивные изменения в машине

У инспектора на практике очень мало возможностей по определению конструктивных изменений. Нет никакой процедуры проверки, регламентированной ПДД или внутренним распорядком ГИБДД. По сути, сотрудник ДПС может только остановить машину, заметив красные фары или литые диски, потребовать свидетельство о регистрации, а в случае отметки написать рапорт. При этом водитель может утверждать, что изменений не было и доказать этот факт инспектор не может никак.

Отсутствие у госавтоинспекции легальных инструментов для осмотра подтвердил и Верховный Суд в деле Черных 2012 года. Исключение — проведение спецмероприятий с досмотром автомобиля. Сотрудник не обязан иметь при себе документы, подтверждающие проведение спецоперации, но обязан рассказать, где и как можно с ними ознакомиться (чаще всего на стационарных постах ГИБДД или в районном отделении).

Бремя доказательства в вопросе незаконных модификаций лежит на инспекторе. И если он не принимает разумные доводы, заявляя что-то вроде «Я визуально зафиксировал, а дальше обжалуйте, если хотите» — это грубое нарушение презумпции невиновности. При незначительных или легальных изменениях у водителя отличные шансы на победу в суде, по итогам которого регистрацию вернут, а сотрудник ГИБДД будет наказан.