Езду на автомобиле можно приравнять к стрессовой ситуации, но водитель, для поддержания безопасности дорожного движения, должен быть полностью сосредоточен на управлении. При этом микроклимат в салоне является немаловажным фактором для обеспечения хорошего самочувствия, а значит способствует снижению напряжения.
Поэтому для комфортных и безопасных поездок многие производители автомобилей оснащают свои машины такой опцией, как климат-контроль.
Что такое климат-контроль?
Климат-контроль — это современная высокотехнологичная система, состоящая из множества взаимосвязанных компонентов, отвечающих за обеспечение благоприятной обстановки в салоне автомобиля.
В общих чертах он позволяет установить, а в дальнейшем и поддерживать, необходимую температуру воздуха, которая будет являться наиболее комфортной для водителя и его пассажиров.
Принцип работы
Работа климат-контроля довольна проста. Она напрямую связана с системой кондиционирования и обогрева воздуха в салоне. Для снятия показаний температуры используются различные датчики, которые передают полученные данные электронному блоку управления.
Он, в свою очередь, в зависимости от алгоритма (или программы) заложенной в его памяти, далее передает команды различным исполнительным устройствам. Например, при повышении температуры в салоне, блок управления отдаст сигнал температурной заслонке, которая добавит чуть больше холодного воздуха для смешивания с горячим, в результате чего произойдет нормализация температуры до заданных пределов.
Вся эта регулировка и снятие показаний с датчиков происходит в автоматическом режиме, водителю (или пассажиру) достаточно задать нужную температуру на панели управления, остальные действия система произведёт сама.
Составляющие
Сама система климат-контроля состоит из следующих частей:
- Блока управления. Он является «мозгом» всей системы в целом и обрабатывает входящие сигналы с различных датчиков, а также, следуя заложенной в нем программе, посылает управляющие команды исполняющим устройствам.
- Датчиков. Для того чтобы блок управления получил информацию о температуре воздуха или других частях системы, используются датчики. Их можно разделить на следующие группы:
- температурные, которые передают соответствующие данные о воздухе в салоне, они могут быть как наружными (измеряюттемпературу входящего воздушного потока), так и внутренними (измеряют температуру выходящего воздушного потока);
- датчики солнца, позволяющие отследить яркость, и изменить интенсивность работы климат-контроля. На дорогих моделях автомобилей эти датчики способны понять с какой стороны находится солнце и увеличить интенсивность работы именно с этой стороны;
- датчики частей системы, которые позволяют отслеживать состояние отдельных частей машины, например температуру испарителя кондиционера, для того чтобы рассчитать угол открытия заслонки холодного воздуха;
- потенциометры заслонок, они отслеживают состояние и угол открытия заслонок. Эти устройства необходимы для того, чтобы блок управления знал, можно ли открыть заслонку сильнее или повысить интенсивность воздушного потока (увеличить скорость вентилятора).
- Исполнительных устройств. В процессе выполнения заданного алгоритма блок управления передает команды различным исполнительным устройствам, таким как приводы заслонок и электродвигатель вентилятора. Например, для того чтобы увеличить интенсивность воздушного потока, необходимо подать сигнал на электродвигатель вентилятора, чтобы он работал быстрее.
- Заслонок. Они позволяют правильно и эффективно функционировать системе вцелом. Заслонки являются важной и неотъемлемой частью климат-контроля. Благодаря им, происходит распределение теплого (или холодного) воздушного потока в ту часть автомобиля, где это необходимо. Заслонки делятся на несколько типов:
- центральные (температурные), которые служат для основной регулировки температуры воздушного потока;
- рециркулирующие, предназначенные для регуляции воздуха внутри салона, они позволяют настроить подачу воздушного потока либо снаружи автомобиля, либо производить забор воздуха из салона;
- для забора воздуха с внешней среды;
- для обдува стекол, чтобы убрать с них конденсат (или лёд);
- для регулировки температуры в многозонных системах.
Отличие от кондиционера
Некоторые автолюбители путают климат-контроль с системой кондиционирования. Нужно заметить, что автомобиль может быть оснащён кондиционером без климат-контроля, но автомобиль, который оснащен системой климат-контроля, обязательно сожержит кондиционер.
Основные функции кондиционера в автомобиле:
- охлаждение поступающего в салон воздуха;
- рециркуляция воздуха;
- осушение воздуха, удаление лишней влаги из него.
Главным отличием системы кондиционирования и климат-контроля является возможность поддержания заданной температуры. При холодной погоде климат-контроль работает вкупе с кондиционером, осушая воздух в салоне, во избежание запотевания стёкол.
Преимущества и недостатки
Основным преимуществом климат-контроля перед кондиционером является то, что он создаёт благоприятный микроклимат в салоне машины. Если кондиционер просто охлаждает воздух, и подбирать нужную температуру в автомобиле необходимо вручную, корректируя углы открытия заслонок и воздушный поток, то с системой климат-контроля водитель автомобиля может полностью сосредоточиться на процессе управления транспортным средством, например, во время автоперевозки сборных грузов.
К недостаткам климат-контроля можно отнести:
- ненадежность;
- сложность;
- высокую стоимость обслуживания.
- не совсем точную работу температурных датчиков, в результате чего температура в автомобиле может отличаться от значений, выставленных на панели управления.
Многозонный климат-контроль
Для повышения комфорта производители автомобилей часто устанавливают многозонный климат-контроль. Это слово подразумевает, что салон машины будет разделён на условные зоны, в каждой из которых будет поддерживаться определенная температура.
Существуют такие варианты:
- 2-х зонный, наиболее часто встречающийся, однако, наименее эффективный вариант. В таком случае две отдельные зоны находятся в передней части автомобиля (водитель и пассажир);
- 3-х зонный, при таком варианте температура задаётся не только у двух передних пассажиров, но и отдельной зоне заднего сидения;
- 4-х зонный, в данном случае температура задаётся для каждого пассажира в отельности, как на передних сидениях, так и на задних.
Многозонный климат-контроль реализуется при помощи управляемой системы заслонок и воздуховодов для каждой части автомобиля. В них расположены датчики, снимающие показания и передающие их блоку управления, который, регулируя углы открытия заслонок, добивается нужных значений температурных показателей для каждой зоны.
Управление климат-контролем
Управление климат-контролем происходит на соответствующей панели. Нужные значения выставляются с помощью регуляторов. Они передаются в блок управления, который и устанавливает оптимальные значения углов открытия заслонок и эффективный поток воздуха.
Заслонка регулирует температуру вцелом (смешиванием холодного и горячего воздуха), поэтому в многозонном климат-контроле невозможно установить сильно различающиеся по значению температурные показатели. Периодически блок управления опрашивает датчики и немного корректирует работу исполнительных устройств.
Советы по эксплуатации и уходу
Эксплуатация климат-контроля довольно проста. Не рекомендуется использовать его без корректно работающей системы охлаждения, так как в воздухе всегда есть влага, и без осушения воздуха она будет осаждаться на испарителе, что приведёт к так называемому «болотному» запаху в салоне автомобиля.
Помимо этого влага является рассадником всякого рода бактерий и микробов, что довольно сильно может повлиять на здоровье пассажиров и самого водителя. Рекомендуется периодически давать работать только кондиционеру (даже в зимний период), для того чтобы убрать влагу из испарителя.
Подводя итог, можно сказать, что климат-контроль полностью отвечает за микроклимат в салоне автомобиля и заботится о здоровье водителя и его пассажиров. Автоматическая регулировка для поддержания комфортных температурных режимов внутри салона машины позволяет водителю не отвлекаться от дороги и дает возможность полностью сосредоточиться на процессе управления. Это всё делает вождение автомобиля безопасным и комфортным.