При выборе моторного масла необходимо обращать внимание на два параметра: область его применения (вид мотора) и вязкостно-температурные свойства. Правильно подобранный смазывающий материал снижает износ двигателя и угар масла, расход горючего и уровень шума, улучшает ходовые характеристики, продлевает срок эксплуатации катализатора и системы очистки выхлопа.
Несмотря на различные основы масла, все они систематизируются по международным стандартам. Наиболее популярны деления Американского общества автомобильных инженеров SAE и Американского института нефти API.
Расшифровка классификации SAE
Вязкость масел делят на кинематическую (текучесть за указанный временной период) и динамическую (изменение вязкости под действием температуры и скорости трения). На этикетке масла указывается, когда оно должно использоваться зимой, летом или в любое время года.
- Летние смазки более вязкие, что необходимо для обеспечения наилучшего трения деталей. Но при минусовой температуре, жидкость слишком густая, из-за чего стартер не может прокрутить весь механизм и машина не заводится. Моторные масла для эксплуатации летом обозначаются цифрами 20, 30, 40, 50, 60. Чем выше цифровой показатель, тем более вязкое масло при повышении градуса.
- Зимнее масло при плюсовой погоде не может оставлять смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе, потому что становится очень жидким. Обозначается символом W и числом 0, 5, 10, 15, 20, 25. Чтобы узнать самый низкий градус, при котором возможна эксплуатация, отнимите от указанного числа 40. Значение имеет и показатель самой низкой температуры, позволяющий стартеру завести мотор. Для этого надо вычесть 35 от указанного числа на маркировке. К примеру, 15W обозначает, что при температуре -25ºС еще осуществляется протекание масла по системе, но при -20º С и ниже двигатель не заведется.
- Всесезонное масло пользуется большим спросом. Маркировка включает два числа с W посередине. Первое число показывает наименьший градус, позволяющий завестись двигателю, второе — вязкость при максимально возможном нагреве. К примеру, надпись 5W40 говорит, что агрегат заведется при -35ºС, W —можно применять в любой сезон, наивысшая густота при +100-150ºС — 40 единиц.
Расшифровка классификации API
Все смазочные материалы по этой классификации разделяются на два типа:
- Для бензиновых моторов. Обозначаются буквой S и разработаны для легковых и небольших грузовых машин, микроавтобусов.
- Для дизельных двигателей. Обозначены буквой С. Изготовлены для промышленной, коммерческой, сельскохозяйственной техники.
Вторая буква, которая идет за буквой S или C, говорит о качестве рабочих характеристик. Чем выше ее порядковый номер в английском алфавите, тем лучшего качества будет масло.
В основном заграничные производители производят универсальные смазочные материалы. Тогда на упаковке прописано качество для двух двигателей. Например, SD/CJ.
Если после аббревиатуры API стоят:
- буквы EC — это показывает, что продукт энергосберегающий;
- римские цифры обозначают уровень экономии топлива.
Расшифровка классификации ACEA
Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) предъявляет к качеству смазочного материала более высокие требования из-за отличия конструкции мотора и условий использования авто. Машины из Европы уступают по весу и объему движка, они высокооборотные и более мощные.
Эта классификация разделяет масло на 12 классов и группирует их по 3 видам:
- A – для бензиновых двигателей легковых автомобилей;
- B – для дизельных моторов легковых машин;
- E – для дизельных двигателей грузовиков и прочей тяжелой техники
4. Расшифровка классификации ГОСТ
Отечественные автопроизводители маркируют масла кодом, где обозначены: вязкость, эксплуатационные свойства, тип двигателя.
Первым на этикетке идет буква М. Она указывает, что смазочный материал предназначен для моторов. Затем пишется класс вязкости. ГОСТ обозначает ее следующим образом:
- 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 – рекомендуется применение летом;
- 33, 43, 53, 63, 6, 8 — рекомендуется применять в зимний период;
- двойной код, например, 53/12 – можно использовать круглогодично.
Затем обозначение группы масла, показывающая эксплуатационные качества. ГОСТ советует выбирать для двигателей:
- бензиновых и дизельных нефорсированных — группу А;
- малофорсированных двигателей — группу Б;
- среднефорсированных двигателей — группу В;
- высокофорсированных двигателей — группу Г;
- высокофорсированных двигателей, использующихся в неблагоприятных условиях — группу Д;
- высокофорсированных двигателей, использующихся в экстремальных условиях — группу Е.
Последним проставляется цифровой индекс, обозначающий тип двигателя:
- 1 — для бензиновых;
- 2 — для дизельных;
- Без индекса — универсальное масло.
Избежать дорогостоящего ремонта двигателя поможет соблюдение некоторых правил:
- Перед выбором масла прочтите руководство по эксплуатации автомобиля. Низкая вязкость ведет к преждевременному износу деталей, большая густота ведет к снижению мощности мотора и увеличению расхода топлива.
- Важно проводить замену смазочных материалов вовремя.
- Используйте постоянно одно и то же масло.
- Следите, чтобы уровень масла не был ниже минимально установленного.
Как выяснилось, разобраться в маркировке моторного масла не так уж и сложно. Каждый символ на этикетке покажет всю необходимую информацию, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий продукт для своего автомобиля.