При выборе моторного масла необходимо обращать внимание на два параметра: область его применения (вид мотора) и вязкостно-температурные свойства. Правильно подобранный смазывающий материал снижает износ двигателя и угар масла, расход горючего и уровень шума, улучшает ходовые характеристики, продлевает срок эксплуатации катализатора и системы очистки выхлопа.

Несмотря на различные основы масла, все они систематизируются по международным стандартам. Наиболее популярны деления Американского общества автомобильных инженеров SAE и Американского института нефти API.

Расшифровка классификации SAE

rasshifrovka-motornogo_maslaВязкость масел делят на кинематическую (текучесть за указанный временной период) и динамическую (изменение вязкости под действием температуры и скорости трения). На этикетке масла указывается, когда оно должно использоваться зимой, летом или в любое время года.

  1. Летние смазки более вязкие, что необходимо для обеспечения наилучшего трения деталей. Но при минусовой температуре, жидкость слишком густая, из-за чего стартер не может прокрутить весь механизм и машина не заводится. Моторные масла для эксплуатации летом обозначаются цифрами 20, 30, 40, 50, 60. Чем выше цифровой показатель, тем более вязкое масло при повышении градуса.
  2. Зимнее масло при плюсовой погоде не может оставлять смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе, потому что становится очень жидким. Обозначается символом W и числом 0, 5, 10, 15, 20, 25. Чтобы узнать самый низкий градус, при котором возможна эксплуатация, отнимите от указанного числа 40. Значение имеет и показатель самой низкой температуры, позволяющий стартеру завести мотор. Для этого надо вычесть 35 от указанного числа на маркировке. К примеру, 15W обозначает, что при температуре -25ºС еще осуществляется протекание масла по системе, но при -20º С и ниже двигатель не заведется.
  3. Всесезонное масло пользуется большим спросом. Маркировка включает два числа с W посередине. Первое число показывает наименьший градус, позволяющий завестись двигателю, второе — вязкость при максимально возможном нагреве. К примеру, надпись 5W40 говорит, что агрегат заведется при -35ºС, W —можно применять в любой сезон, наивысшая густота при +100-150ºС — 40 единиц.

Расшифровка классификации API

Все смазочные материалы по этой классификации разделяются на два типа:

  • Для бензиновых моторов. Обозначаются буквой S и разработаны для легковых и небольших грузовых машин, микроавтобусов.
  • Для дизельных двигателей. Обозначены буквой С. Изготовлены для промышленной, коммерческой, сельскохозяйственной техники.

Вторая буква, которая идет за буквой S или C, говорит о качестве рабочих характеристик. Чем выше ее порядковый номер в английском алфавите, тем лучшего качества будет масло.

rasshifrovka-motornogo-maslaВ основном заграничные производители производят универсальные смазочные материалы. Тогда на упаковке прописано качество для двух двигателей. Например, SD/CJ.

Если после аббревиатуры API стоят:

  • буквы EC — это показывает, что продукт энергосберегающий;
  • римские цифры обозначают уровень экономии топлива.
Иногда за буквой проставляется цифра, обозначающая тип дизеля: 2 – двухтактный, 4 – четырехтактный.

Расшифровка классификации ACEA

Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) предъявляет к качеству смазочного материала более высокие требования из-за отличия конструкции мотора и условий использования авто. Машины из Европы уступают по весу и объему движка, они высокооборотные и более мощные.

Эта классификация разделяет масло на 12 классов и группирует их по 3 видам:

  • A – для бензиновых двигателей легковых автомобилей;
  • B – для дизельных моторов легковых машин;
  • E – для дизельных двигателей грузовиков и прочей тяжелой техники

4. Расшифровка классификации ГОСТ

rasshifrovka_motornogo_maslaОтечественные автопроизводители маркируют масла кодом, где обозначены: вязкость, эксплуатационные свойства, тип двигателя.

Первым на этикетке идет буква М. Она указывает, что смазочный материал предназначен для моторов. Затем пишется класс вязкости. ГОСТ обозначает ее следующим образом:

  • 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 – рекомендуется применение летом;
  • 33, 43, 53, 63, 6, 8 — рекомендуется применять в зимний период;
  • двойной код, например, 53/12 – можно использовать круглогодично.

Затем обозначение группы масла, показывающая эксплуатационные качества. ГОСТ советует выбирать для двигателей:

  • бензиновых и дизельных нефорсированных — группу А;
  • малофорсированных двигателей — группу Б;
  • среднефорсированных двигателей — группу В;
  • высокофорсированных двигателей — группу Г;
  • высокофорсированных двигателей, использующихся в неблагоприятных условиях — группу Д;
  • высокофорсированных двигателей, использующихся в экстремальных условиях — группу Е.

Последним проставляется цифровой индекс, обозначающий тип двигателя:

  • 1 — для бензиновых;
  • 2 — для дизельных;
  • Без индекса — универсальное масло.

Избежать дорогостоящего ремонта двигателя поможет соблюдение некоторых правил:

  • Перед выбором масла прочтите руководство по эксплуатации автомобиля. Низкая вязкость ведет к преждевременному износу деталей, большая густота ведет к снижению мощности мотора и увеличению расхода топлива.
  • Важно проводить замену смазочных материалов вовремя.
  • Используйте постоянно одно и то же масло.
  • Следите, чтобы уровень масла не был ниже минимально установленного.

Как выяснилось, разобраться в маркировке моторного масла не так уж и сложно. Каждый символ на этикетке покажет всю необходимую информацию, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий продукт для своего автомобиля.