Моторное масло — важнейший смазочный материал, который используется при эксплуатации транспортных средств. Оно обеспечивает бесперебойную работу двигателя и защищает его от физических и химических воздействий.

Моторное масло обеспечивает:

  1. снижение износа деталей двигателя (уменьшая их способность к трению);
  2. уплотнение зазоров, образовавшихся между деталями, и сведение к минимуму вероятность прорыва газов из камеры сгорания;
  3. защиту деталей от коррозийных образований;
  4. отведение тепла от деталей, подверженных трению;
  5. предотвращение возникновения отложений на деталях.

Виды моторных масел

Моторные масла производят трех основных видов: минеральные, синтетические и полусинтетические. Все они отличаются происхождением и эксплуатационными свойствами.

Минеральное

Минеральные масла производятся на минеральной основе: с помощью переработки (рафинирования и дистилляции) нефти. Химический состав такого масла зависит от качества нефти, способов и степени очистки и пределов выкипания фракций масла. На упаковках с минеральным маслом стоит надпись «Mineral».

Подразделяются нефтяные масла на три классификации по имеющимся в их составе углеводородам:

  • парафиновые;
  • нафтеновые;
  • ароматические.

Парафиновые считаются наиболее подходящими, так как обладают лучшими свойствами. Наличие серы в моторных смазочных материалах обеспечивает окислительные свойства. При количестве серы в масле до 1% износ двигателя автомобиля будет меньше. Минеральные масла имеют низкую стоимость относительно других моторных масел, но требуют регулярной замены.

Данный вид масла считается менее качественным по сравнению с другими, поэтому его рекомендуется использовать для работы двигателя в тяжелых условиях.

Синтетическое

Производится данный вид моторного масла с помощью синтеза специальных химических соединений, придающих смазочному материалу нужные свойства. Полученное вещество путем химических реакций состоит из однотипных молекул и не содержит каких-либо примесей и в полной мере соответствуют значению качественного моторного масла. На упаковке с синтетическим маслом ставится надпись «Fully Synthetic».

Полусинтетическое

Полусинтетическое масло производят при помощи смешивания качественных минеральных и синтетических составляющих. В полусинтетических моторных маслах содержание синтетики содержится не менее 25 %. С помощью такого смешивания получается моторное масло, которое гораздо ниже по стоимости синтетического и по своим характеристикам превосходит минеральное. Использование такого масла допустимо в умеренных климатических широтах при умеренных нагрузках.

Сравнительный анализ

Все моторные масла обладают в различной степени следующими свойствами^

  1. Вязкость – одна из главных характеристик моторных масел. Вязкость меняется в зависимости от окружающей температуры. Чтобы благополучно запустить автомобиль при низкой температуре и моторное масло мгновенно начало циркулировать по системе, вязкость смазочного материала не должна быть очень высокой. При повышенных температурных режимах наоборот, масло должно обладать высокой степенью вязкости, чтобы создавать защитную пленку между трущимися деталями и оптимальное давление в системе.
  2. Индекс вязкости представляет собой зависимость вязкости от температурного режима. Чем индекс вязкости выше, тем работоспособность двигателя способна обеспечиваться в более широком температурном интервале.
  3. Температура вспышки характеризует наличие в моторном масле легкокипящих фракций и влияет на способность масла испаряться при высоких температурах в процессе эксплуатации.
  4. Температура застывания – температурный предел, при котором масло теряет свою текучесть (резко увеличивается вязкость и масло твердеет).
  5. Щелочное число (TBN) показывает щелочность моторного масла, которая характеризует способность масла бороться с вредными кислотами и отложениями. Чем ниже значение щелочного числа, тем меньше нейтрализующих присадок осталось. Сильное падение щелочного числа может привести к кислотной коррозии и загрязнению двигателя.
  6. Кислотное число (TAN) характеризует наличие в масле продуктов окисления. Чем меньше кислотное число, тем комфортнее условия работы смазочного материала в двигателе и выше его остаточный ресурс. Кислотное число — показатель окисления масла, которое вызвано длительностью использованием или температурой.

Минеральное и синтетическое

Сравнительный анализ минерального и синтетического масла:

  • Минеральное масло при минусовых температурах становится слишком вязким, поэтому, при включении зажигания его циркуляция наступает по истечению определенного количества времени. Синтетическое, в отличие от минерального сохраняет отличнуютекучесть даже при очень низких температурах (-50°C) и тем самым начинает защищать детали двигателя от трения моментально после включения зажигания.
  • Минеральное масло обладаетнизким индексом вязкости, что осложняет запуск двигателя в морозную погоду. Синтетическое имеет более высокий индекс вязкости, что значительно облегчает запуск двигателя при низких температурах.
  • Минеральное масло при высоких температурахразрушается и испаряется. Синтетическое масло обладаетвысокой термостойкостью, поэтому масляная пленка сохраняется даже при температуре, превышающей 100°C, тем самым сохраняя детали от трения.
  • Минеральные маславо время длительной эксплуатации образуют различные отложения на деталях двигателя, в отличиеот синтетических, которые оставляют двигатель чистым.
  • Минеральное масло обладает более низкой окислительной стабильностью в отличиеот синтетического.
  • Минеральное масло обладают невысокой стоимостью, относительно других видов. Синтетическое в три или пять раз превышают стоимость минеральных.
  • Минеральное маслотребуют частой замены, расход синтетического масласокращается в пять раз.

Минеральное и полусинтетическое

Проведем сравнение минерального и полусинтетического масел:

  1. Минеральное масло не справляетсяс низкими температурами и при запуске двигателя не сразу циркулирует и подвергает детали двигателя к истиранию, в отличие от полусинтетических, которые начинают свое действие сразу после включения зажигания.
  2. Минеральное масло обладает более низким индексом вязкости в отличие от полусинтетического.
  3. Полусинтетические масла обладают более высокой стабильностью к высоким температурам, образуя защитную пленку, а минеральное полностью испаряется. Такое преимущество полусинтетической смазки обеспечивает экономный расход жидкости.
  4. Минеральное масло во время длительной эксплуатации образует различные отложения на деталях двигателя, в отличие от полусинтетических, которые оставляют двигатель чистым.
  5. Стоимость полусинтетических масел значительно выше в сравнении с минеральными.

Синтетическое и полусинтетическое

Сравним также синтетическое и полусинтетическое масла:

  • Синтетическое масло в отличие от полусинтетического, имеет способность сохранять текучесть при более низких температурных режимах и сохраняться при более высоких.
  • Синтетическое масло требуется менять реже, чем полусинтетическое.
  • Синтетическое масло лучше защищает двигатель от износа и сохраняет его эксплуатационные характеристики.
  • Синтетическое масло обладает более высокой текучестью и проникающими свойствами, в отличие от полусинтетического, тем самым уменьшая потери мощности на трении и расход топлива.
  • Полусинтетическое масло по стоимости дешевле синтетического.

Какое масло лучше?

Какое выбрать лучше масло: минеральное, синтетическое или полусинтетическое? По своим характеристикам в сравнении с другими маслами, очевидно, нет равных синтетическому. Но не всегда стоит тратиться и использовать данный вид смазочного материала. Чтобы правильно выбрать подходящее масло, нужно учитывать некоторые факторы.

  1. Внимательно изучите инструкцию по эксплуатации вашего транспортного средства, где производителем указано, какие масла и с какой вязкостью рекомендуется использовать в зимний и летний период.
  2. Степень изношенности двигателя. Для старых двигателей рекомендуется использовать минеральное масло, которое необходимо часто менять, а на новых или обладающих высокими оборотами – синтетическое.
  3. Вид масла, который был залит ранее. Если на протяжении нескольких лет использовалось минеральное масло, то на деталях оно образовало отложения, которые практически не вымываются. Поэтому, при использовании синтетического масла произойдет вымывание всех отложений (нужных и ненужных), что приведет к излитию смазки наружу.
  4. Лучше всего производить замену моторных масел известных производителей на специализированных автомобильных станциях, где вероятность получить подделку минимальна.

Можно ли смешивать разные виды масел?

Считается, что смешивание различных видов моторных масел — крайняя мера, так как произойдет смешивание разных присадок, которые могут дать необратимую реакцию, и полученная жидкость вряд ли будет отвечать установленным требованиям. Причины, по которым обычно применяют смешивание различных масел:

  • при замене одного вида масла на другое (когда отличаются производители и характеристики масел);
  • если необходимо долить недостающее количество масла в двигатель автомобиля при отсутствии смазочного материала необходимой марки.

Чтобы при смешивании различных видов масел обойтись минимальными потерями для своего автомобиля, необходимо учесть следующие рекомендации:

  1. Совмещать лучше основы масел одного производителя, так как у всех фирм свои технологии по производству моторных смазок, а следовательно и иной химический состав;
  2. При смене масла часть его остается в количестве 5-10%, поэтому при заливе нового смазочного материала произойдет смешивание, в этом случае рекомендуется производить последующие замены чаще обычного.