Каждый владелец автомобиля сегодня знает, что в магазине для автолюбителей представлено огромное число моторных масел различных производителей. Какое выбрать — вопрос сложный и очень важный. Именно поэтому постараемся осветить его как можно подробнее.
Виды моторного масла
Моторное масло заливается непосредственно в двигатель, обеспечивая в идеальном варианте прекрасную работу всех его деталей. Оно должно обеспечивать следующие функции:
- препятствовать образованию нагара и шлака;
- понижать температуру работающего двигателя;
- образовывать прочную пленку на поверхности трущихся деталей, препятствуя износу.
Начнем с упрощенной классификации этого сложного химического продукта. Изначально все масло можно поделить на три группы:
- синтетические;
- минеральные;
- полусинтетические.
Разберем каждую группу отдельно.
Минеральное
Этот термин описывает все масла, созданные на основе нефтепродуктов. Основная проблема, согласно которой выпускаются различные типы такой продукции, состоит в том, что двигатель не работает в одинаковых условиях. Меняется температурный режим, обороты, давление и так далее. Минеральное масло является самым нестабильным в плане поведения при смене условий эксплуатации. Именно по этой причине было впервые создано синтетическое масло.
Синтетическое
В создании этого масла участвует синтез. Такая основа меньше подвергается влиянию температурного режима. Например, именно синтетика была впервые применена в авиации, где температура условий ниже 40 градусов. Минеральное масло при такой температуре замерзает.
Именно по этой причине синтетическое масло дороже минерального. Плюсы его таковы:
- не боится как высоких, так и низких температур;
- сохраняет свойства стабильно и длительно в отличие от минерального, которое быстрее портится.
Полусинтетическое
Невозможно полностью реализовать все требования к современному моторному маслу только на основе минерального. Именно поэтому было создано полусинтетическое. Оно представляет собой смесь двух видов масел, описанных выше.
Соотношение синтетики и минеральных компонентов примерно следующее:
- 50% к 50%;
- 40% к 60%;
- 30% к 70%;
При этом первый компонент — это синтетика. Минеральной основы всегда больше, что влияет на стоимость. При выборе масла не стоит отдавать предпочтение только синтетике, ведь для некоторых двигателей она противопоказана. Сами по себе данные о видах моторного масла не влияют на его выбор. Это сухая информация, которую просто нужно знать автовладельцу.
Классификация
Помимо обширного разделения продукции она подлежит классификации. Это более узкое описание. Итак, все масло классифицируется таким образом:
- по ГОСТ (17479.1-85);
- по API (Институт нефти США);
- по SAE (Общество инженеров авто, США);
- по ILSAC (Международный комитет стандартизации смазочных материалов);
- по ACEA (Ассоциация конструкторов автомобилей Европы).
Если с ГОСТ все предельно ясно, данная система касается российских производителей, и товара с данной классификацией крайне мало на российском рынке, то вот остальные довольно часто можно встретить на этикетках.
По SAE
Самая, пожалуй, распространенная классификация. Она делит все масла на три категории:
- летние (цифровое обозначение);
- зимние (с литерой W);
- всесезонные (сдвоенное обозначение).
Классификация выстраивает взаимосвязь между вязкостью масла и диапазоном рабочих температур. Увидев на этикетке такую маркировку, легко понять, зимнее оно или всесезонное, а также при какой критической температуре можно запускать мотор. Чаще всего в продаже имеются всесезонные масла. На рисунке ниже представлена таблица классификации.
По API
Масло для дизельных авто несколько отличается от того, что используется в бензиновых. На этом и строится классификация качественных параметров по API. Соответственно, вся продукция разделена на две группы:
- S — бензиновый двигатель;
- C — дизельный двигатель.
На упаковке эта литера не обозначается отдельно. Рядом с ней дописывается степень качества масла. Степень также указана буквами латинского алфавита по возрастанию: чем выше порядковый номер литеры по алфавиту, тем выше качество. Например, SL значительно превышает качество масла класса SE для бензиновых двигателей.
Классы SA-SE и CA-CC считаются на сегодняшний день устаревшими. Среди импортного масла преимущественно в продаже можно встретить универсальные. Их можно применять для обоих типов двигателей, обозначаются они сдвоенными классами.
Если масло для дизельного топлива, то зачастую институт нефти США к классификации указывает число контактов двигателя. Они обозначаются цифрами 2 или 4, как в арабском написании, так в римском.
По ASEA
Эта классификация является европейской в аналогии к той, что описана выше. Последняя редакция классификации относится к 2004 году. Если производитель не проводил испытания согласно классу, но использует его в рекламе, на этикетке, то это чревато штрафами со стороны организации. Все автопроизводители Европы являются членами организации.
Все масло делится на три группы:
- С — универсальные масла нового поколения, принятые в соответствии с законом о выхлопах Euro-4;
- Е — моторные масла для тяжелой техники с дизельными двигателями;
- А/В — объединенный ранее класс универсальных масел.
Последний класс — это ILSAC. Это совместный комитет США и Японии, который сертифицирует масла для легковых авто. Она мало используется у нас, а больше связана с Тихоокеанским регионом и рынками Азии.
Рекомендации по выбору масла
А теперь перейдем к основной теме — выбору масла для автомобиля. Начнем с самого главного правила, которое должно действовать вне зависимости от опыта автовладельца и его знаний.
Помимо этого, обращать внимание обязательно нужно на:
- погодные условия (не нужно применять летнее масло зимой);
- показатели вязкости;
- разновидность двигателя (бензиновый или дизельный);
- заправочный объем масла;
- расход, поведение авто.
Все это очень важно, если масло устраивает, не нужно менять его на новое. Получив рекомендации производителя авто (такая информация содержится в сервисной книжке или у официальных представителей), можно получить самый важный параметр — допуск. Дело в том, что автоконцерны принимают непосредственное участие в проверке качества продукции и ее сертификации. Допуск обозначается длинным блоком букв и цифр. Получив этот номер и найдя его на упаковке с продукцией, можно считать, что масло найдено.
Со временем можно увеличивать вязкость масла, но делать это следует в пределах рекомендованной нормы, не завышать показатель. Как правило, это происходит после пробега в 150 000 километров, когда износ считается повышенным.
Правильный выбор масла — это очень важно, ведь именно от него зависит, как долго бесперебойно будет работать мотор «железного коня». Относится к этому процессу нужно предельно серьезно.