Работу бензинового двигателя нельзя себе представить без функции свечей зажигания. Сами по себе они представляют электроды и поджигают топливную смесь внутри мотора. От того, как функционируют эти детали, зависит и работа автомобиля в целом. Проверку свечей можно сделать самостоятельно. Разберемся с этим вопросом.
Виды и принцип работы свечей зажигания
Свеча совершает принудительный поджиг за счет высокого напряжения, возникающего между электродами. Все детали можно разделить на несколько типов:
- факельные;
- плазменно-форкамерные;
- с двумя электродами;
- с большим количеством электродов.
Классический вариант свечей, который многим знаком — это те, что снабжены двумя электродами. Улучшенный вариант — многоэлектродные детали. На вид у них один электрод в центре, остальные окружают его. Лучшими же считаются плазменно-форкамерные и факельные. Возгорание в них происходит из-за конусного резонатора.
Очень важный параметр свечей — это калильное число. Согласно ему, их все можно разделить на три основных типа:
- холодные (свыше 20);
- средние (от 17 до 19);
- горячие (от 11 до 14).
Качество изготавливаемого материала также очень важно. Дело тут не только в электродах, но и в их наконечниках. Сегодня они изготавливаются из:
- меди;
- хрома и никеля;
- платины и других драгоценных металлов;
- иридия.
Признаки и причины неисправности свечей
В зависимости от материала наконечника электрода деталь может прослужить от 30 тысяч километров до 90 тысяч при использовании платиновых моделей. Замену также стоит произвести раньше этого срока, если возникли неполадки. Иногда такое случается, ведь никто не застрахован ни от брака, ни от поломок. Признаками неисправности являются:
- шумы в моторе на холостых оборотах;
- подергивания двигателя;
- увеличение расхода бензина;
- в выхлопах превышен объем углекислого газа;
- свечи становятся мокрыми от бензина.
На свечи огромное влияние оказывают:
- качество заливаемого топлива;
- используемые присадки и их количество;
- воздушно-топливная смесь;
- сгорание масла и другие причины.
Все вышеперечисленные факторы могут сказаться на длительности работы свечей зажигания. По состоянию свечей можно также узнать о проблемах в двигателе, поэтому проверка этих деталей не помешает в любом случае. Заняться этим можно самостоятельно. Итак, проверка на самом деле состоит из двух этапов:
- обнаружение признака неисправности, предположив проблему со свечами;
- осмотр деталей.
Для того чтобы сделать это, понадобятся некоторые инструменты, о которых будет сказано в каждом из способов.
Способы проверки свечей зажигания
Существует несколько способов проверки деталей, каждый из которых является довольно эффективным. Приведем некоторые из них.
Способ 1
Для этого понадобится выкрутить свечи и проверить их воочию. Инструменты и материалы, которые обязательно пригодятся:
- щетка жесткая;
- ключ свечной;
- компрессор (если есть, то щетка не нужна);
- тряпка.
Итак, приступаем к делу. Суть способа состоит в том, чтобы снять свечи по очереди и проверить искру в них. Перед тем, как выкрутить свечи, нужно очистить все от грязи и пыли, скопившейся годами. Для этого можно использовать компрессор. Струя воздуха легко очистит всю грязь. Если его нет, то можно использовать жесткую щетку.
Теперь снимаем со свечи провод и откручиваем одну деталь. Провод вновь одеваем на место, свечу располагаем на крышку клапана. Теперь крутим стартером и наблюдаем искру. Если ее нет, свечу нужно менять. Далее свечу либо меняем, либо ставим на место и проверяем следующую. Напомним, что для вкручивания достаточно 1/16 поворота ключа.
Способ 2
Этот метод наиболее простой из всех, что обычно приводят. Для него никаких приспособлений не нужно. Суть состоит в том, чтобы проверить звук мотора, отключая свечи по очереди. Машина должна быть заведена. Открыв капот, отсоединяем сначала провод от одной свечи и слушаем, не меняется ли звук. Он должен измениться. Если нет, то свеча неисправна. Ее снимают и чистят либо меняют на новую.
Способ 3
Заключается он в приобретении специального пистолета. Он продается в магазинах для владельцев автомобилей. Деталь вставляется в отверстие, накрывается колпачком и проверяется, есть ли искра нажатием на курок. Если ее нет, свеча непригодна более для использования. Метод имеет название «проверка под давлением».
Способ 4
Проверка манометром — еще один простой способ, если этот прибор был в наличии. Способ очень прост. Один провод набрасывается на выход свечи, а второй на резьбу. В результате должна появиться искра. Если ее нет, деталь подлежит замене.
Внешний вид свечи тоже говорит о многом. Она не должна быть слишком черной, не должна менять форму. Иначе проблему лучше изучить в автомастерской.
Очистка свечей или замена?
Чистка подходит относительно новым свечам, на которых скопился нагар. Если помимо неисправности срок годности детали подходит, лучше не мучиться и заменить ее на новую. Также выбросить придется свечи:
- если нет искры;
- если свеча полностью почернела;
- если она изменила свою форму.
Для чистки есть как минимум два способа. Один из них подойдет как раз новичкам в этом деле. Опишем несколько вариантов чистки.
- Самый распространенный способ — это чистка острым предметом. Зачастую берут отвертку или шило. В этом случае неопытный пользователь рискует повредить свечу, поэтому острый предмет обматывают тряпкой. Суть очистки — избавиться от нагара.
- Второй метод заключается в использовании химических веществ. Этот способ проще первого. Для этого используют ацетон, уксус, средство от ржавчины и другие. Некоторые умельцы даже пробуют применить знаменитую «кока-колу». На самом деле можно просто приобрести ортофосфорную кислоту и использовать ее вместо напитка.
- Самым эффективным методом был и остается способ с использованием пескоструйной смеси. Провести процедуру можно только на станции техобслуживания при подаче нескольких видов песка.
Какой способ бы не выбрал владелец авто, это увеличит срок службы свечи. При замене же нужно обращать внимание на рекомендации производителя автомобиля. Надеемся, все, что сказано выше, поможет владельцам автомобилей в проверке таких важных деталей, как свечи зажигания. Именно от них зависит качественная работа двигателя всей системы.