Стоит ли верить рекламным заявлениям, когда дело касается зимних шин? Можно ли полагаться на выводы сравнительных тестов, если проведение этих тестов оплачено кем-то из производителей? Как автовладелец может удостовериться в качественности зимних шин, если не имеет возможности приобрести несколько комплектов шипованной или нешипованной резины нескольких производителей?

В данном материале мы расскажем о научном подходе к проектированию и проверке зимних шин, а также представим результаты независимых исследований потребительских качеств, в том числе износостойкости, управляемости и безопасности.

  • Базовые свойства зимних шин
  • Экономика изготовления зимней резины
  • Что показывают тесты покрышек?
  • ТОП‑3 зимних шин на российском рынке

Тестирование зимних шин по-научному

 

Базовые свойства зимних шин

К числу базовых свойств любых зимних шин относится масса, коэффициент сцепления с дорожным полотном, уровень амортизации, и всё что может повлиять на сокращение тормозного пути автомобиля на зимней дороге. Все данные величины объективны: их можно измерить и выразить точными цифрами. Например, коэффициентом сцепления принято обозначать соотношение наибольшей касательной реакции к обычной реакции (при нормальной нагрузке). Разумеется, данный коэффициент напрямую зависит от множества условий, в том числе вида дорожного покрытия и характера движения (качение, скольжение, буксование и т.д.) Несмотря на изобилие влияющих факторов, сложную геометрическую форму, многослойную конструкцию и довольно-таки проблематичное моделирование, современная наука научилась точно определять параметрические характеристики и прогнозировать поведение зимних шин на дорогах с различными условиями.

Тестирование зимних шин по-научному

Даже ведущие производители автомобильных шин не могут себе позволить выпуск продукции «с листа», т.е. без предварительных расчетов. До того, как изделие поступит в серийное производство, конструкторы и инженеры проектируют конструкцию с помощью специального программного обеспечения (САПР), изготавливают опытные образцы, испытывают их и лабораторных и «полевых» (дорожных) условиях.

К слову, методологии производства шин относятся к коммерческим тайнам за семью печатями, тщательно охраняемым корпоративными службами безопасности.

 

Экономика изготовления зимней резины

Далеко не все опытные образцы доходят до конвейера и превращаются в массово выпускаемые зимние шины – сказываются экономические факторы. Производителю приходится находить компромисс между качественностью зимней шины и её стоимостью – чрезмерно дорогая продукция не выдержит конкуренции и окажется невостребованной.

Тестирование зимних шин по-научному

Увы, экономический фактор негативно сказывается на потребительских свойствах: если бы не ценовые условия, автомобилисты уже давно бы ездили на шинах с более высокими эксплуатационными качествами.

 

Что показывают тесты покрышек?

Независимое тестирование подразумевает использование тождественных условий испытания для всех образцов. Это означает, что все зимние шины находятся в равных условиях: подвергаются одинаковым параметрическим замерам и испытаниям.

Тестирование зимних шин по-научному

Однако в физико-математических выкладках разберется далеко не каждый рядовой автомобилист, поэтому перед наукой ставится еще одна задача: популяризовать результаты исследований, т.е. сделать их более понятными и, соответственно, ценными для широкого круга потребителей. Дабы не утомлять вас скучно-утомительными научными описаниями, предлагаем ознакомиться с результатами независимого тестирования зимних шин.

 

ТОП‑3 зимних шин на российском рынке

Первое место занимает Nokian NKPL 8: эти шипованные шины показали наилучшие динамические результаты при моделировании зимних условий (гололёд, заснеженное покрытие). На твёрдом асфальтном покрытии эта резина ведет себя менее уверенно, и это неудивительно – сказывается наличие металлических шипов.

Тестирование зимних шин по-научному
Протектор зимних шин Nokian NKPL 8.

«Арктическая резина» польского бренда GoodYear Ultra­Grip ненамного отстала от вышеописанных зимних шин финского производства. Более того, при разгоне и торможении на снежном покрытии эта продукция незначительно превзошла финские Nokian‑ы. Из-за меньшего количества шипов у «УльтраГрип» снижена управляемость, что и сказалось на положении в ТОПе зимних шин.

Тестирование зимних шин по-научному
Протектор зимних шин Con­ti­nen­tal Con­ti­Ice­Con­tact.

Почетная «бронза» досталась зимним шинам из Германии – Con­ti­nen­tal Con­ti­Ice­Con­tact. Примечательно, что эти шипованные шины в отличие от двух ранее описанных образцов имеют ассиметричный рисунок протектора.

Тестирование зимних шин по-научному
Протектор зимних шин GoodYear Ultra­Grip.

Улучшенное управление при ускорении, но сниженная (по сравнению с польскими и финскими образцами) сцепка на снежно-ледяных покрытиях.

Де-факто все производители зимней резины стремятся к единому результату – востребованности продукции. Стимулируя стремление аудитории купить зимние шины, фирмы проводят научно-прикладные изыскания, призванные удешевить изделие, сделать его более долговечным, безопасным и качественным.

В последнее время в прессе мелькают сообщения о том, что производители возобновляют поиск более дешевых каучуковых материалов: есть данные о применении методов генной инженерии в селекции каучуконосов, в частности Tarax­acum – обыкновенных одуванчиков, с помощью которых можно будет снизить себестоимость каучукового производства, а значит и цену ну автомобильные покрышки.