Кадастровый паспорт — это выписка из кадастрового реестра. Она является подтверждением права собственности и позволяет свободно распоряжаться объектом недвижимости. Необходимо учесть, что многие квартиры не проходили кадастровый учет, но если в планах у владельца нет продажи или передачи жилья по наследству, то это и не потребуется. Для осуществления каких-либо иных действий с недвижимостью придется оформить кадастровый паспорт.
Зачем нужен кадастровый паспорт?
Росреестр ведет уникальную базу недвижимости, в которую вносится информация о квартирах, частных домах, земельных участках с застройкой и без нее, и даже о строящихся объектах. Для совершения ряда операций он является обязательным документом. Если у владельца недвижимости нет этого документа, то он не сможет выполнить никаких действий с ней.
Кадастровый паспорт понадобится:
- при заключении договора купли-продажи;
- чтобы зарегистрировать договор аренды;
- если квартира выступает в роли залогового имущества при получении ипотеки или кредита в банке;
- чтобы вступить в наследство;
- для узаконивания перепланировки;
- чтобы оформить дарственную;
- для приватизации жилья.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что для совершения любого действия с недвижимостью обязательно наличие кадастрового паспорта.
Как выглядит?
Росреестр оформляет кадастровый паспорт в бумажном и в электронном виде. Сведения, содержащиеся в них, различаются:
- Бумажный вариант состоит из двух разделов:
- с общей информацией о недвижимости;
- с чертежом квартиры.
В редких случаях чертеж в паспорт не вносится. Это бывает из-за того, что кадастровые инженеры не внесли план квартиры в кадастр. На документе проставляют синюю печать и ручную подпись регистратора.
- Электронный вариант чаще всего содержит только один раздел, в котором указана общая информация о недвижимости. План квартиры при этом отсутствует. К электронному варианту кадастрового паспорта прилагается электронная цифровая подпись регистратора. Это делается для того чтобы суд, банк или любая другая организация смогли идентифицировать ее.
Какие сведения содержит?
Кадастровый паспорт содержит полные данные о квартире:
- точный адрес;
- год возведения дома;
- этажность строения;
- материалы стен и перекрытий;
- процент износа здания;
- кадастровую стоимость;
- площадь жилья;
- план квартиры;
- дату постановки жилья на кадастровый учет;
- информацию о правообладателе.
Такая подробная информация не нужна для вступления в наследство или для оформления дарственной. Зато она имеет значение при оформлении квартиры в залог и является показателем ликвидности недвижимости. На основании кадастровой стоимости начисляется налог на недвижимость.
Порядок получения кадастрового паспорта
За получением кадастрового паспорта собственник жилья должен обратиться в одну из организаций:
- Федеральную кадастровую палату. Филиалы кадастровой палаты находятся во всех городах страны. Здесь помогут быстро оформить необходимые документы.
- Многофункциональный центр. Решения вопроса через МФЦ займет больше времени, так как он предоставляет множество разноплановых услуг. Обращаться следует в то отделение, которое территориально находится на там же, где и объект недвижимости.
- Интернет. На сайте Росреестра есть возможность заказать кадастровый паспорт. Для этого следует пройти регистрацию и внести все требуемые данные. Правда, чтобы получить сам документ, все равно следует лично явиться в управление кадастровой службы.
Необходимые документы
Для получения кадастрового паспорта вам потребуются:
- заявление от собственника или уполномоченного им лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- документы, удостоверяющие личность (паспорт, водительское удостоверение);
- подтверждение права собственности (свидетельство о праве собственности, акт приема-передачи новостройки);
- новый техплан квартиры;
- подтверждение согласования перепланировки с органами пожарной и санитарной безопасности.
Если документы будут подаваться не лично собственником жилья, а с привлечением посредника, то необходимо оформить нотариально заверенную доверенность. Также понадобится паспорт посредника. Для уточнения списка требуемых документов можно обратиться за онлайн-консультацией наших юристов.
Сроки оформления
Одним из важных документов, для получения кадастрового паспорта является актуальный план жилья. Если у собственника его нет, то следует обратиться в БТИ. Инженеры составляют техплан после личного осмотра помещения. Это занимает 10 рабочих дней.
Когда собран весь пакет документов, можно обращаться за получением кадастрового паспорта. Документы рассматриваются в течение 10 рабочих дней. Сотрудники уполномоченного органа назначат дату получения выписки из кадастрового реестра.
Стоимость кадастрового паспорта
Независимо от места, где заказывается оформление документа, сам документ ничего не стоит, но учтите следующие нюансы:
-
Если жилье уже состоит на кадастровом учете, придется заплатить только госпошлину, ее размер составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от того физическое или юридическое лицо подает заявление.
- В случае, когда квартира впервые устанавливается на учет придется предоставить техплан жилья от БТИ. Их услуги стоят от 3000 до 10 000 рублей. Это зависит от региона и сложности работ.
- Если оформление документов идет через фирму-посредника, то стоимость кадастрового паспорта увеличится еще на 2000-7000 рублей.
Сам паспорт не имеет временного ограничения. Если в квартире не меняется собственник и не проводится перепланировка, то паспорт можно и не менять. Правда, каждые пять лет изменяется кадастровая стоимость жилья. Поэтому стоимость, указанная в кадастровом паспорте, уже не будет актуальна. Рекомендуется менять паспорт по истечении этого времени. Если нет такой возможности, то можно заказать справку об актуальной кадастровой стоимости квартиры.