Для получения и переоформления прав на недвижимость, регистрации права собственности на новые объекты недвижимости в ФРС, при разрешении судебных споров, при перепланировке и капитальном ремонте помещений, для приватизации жилья и его государственной регистрации, а также оформления ипотеки и различных субсидий нужен кадастровый паспорт.
Что представляет собой кадастровый паспорт?
Этот документ является выпиской из Росреестра данных о любых объектах жилой и нежилой недвижимости и земельных участках, оформленной в соответствии с Федеральным законом и содержащей все сведения об объекте, другими словами — это краткая версия технического плана квартиры.
Получение кадастрового паспорта на квартиру, как и все другие действия по совершению сделок и других операций с недвижимостью, осуществляется на основании Федерального закона №221 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» в редакции 2013г.
Согласно Федеральному закону этот документ должны иметь все собственники недвижимости.
Каждый резидент Российской Федерации имеет возможность получения кадастрового паспорта на недвижимость, но поставить её на учёт или внести какие-либо изменения в Росреестр имеют право только владельцы данной недвижимости или ответственные арендаторы.
На основании этого документа каждому объекту недвижимости, в т. ч. квартире, присваивается номер по кадастровому реестру, служащий для идентификации при совершении различных операций по наследованию, обмену, продаже и т. д. в дальнейшем.
Порядок оформления
Начиная с 1 января 2013г. учёт объектов недвижимости и земельных участков осуществляется Кадастровой палатой при Росреестре.
Кадастровый паспорт на квартиру оформляют в кадастровом округе по адресу её местонахождения:
-
в подразделении кадастрового органа;
-
в Многофункциональном центре (МФЦ);
-
на сайте Росреестра (при наличии у заявителя электронной подписи);
-
в БТИ — только при оформлении наследства;
-
через частных риэлтеров согласно их расценкам.
Первичное оформление
Для первичного получения кадастрового паспорта или по результатам перепланировки в учреждение Росреестра подаётся заявление о выдаче кадастрового паспорта и постановке на учёт согласно стандартному образцу, при необходимости — с вызовом технического специалиста.
Сотрудник проверяет заявление и поданные документы, назначает, если нужно, дату осмотра квартиры и выдачи готового документа и даёт расписку с перечнем полученных документов.
После осмотра квартиры составляется технический план. Если он был оформлен ранее, этот этап исключается, и он сдаётся на оформление вместе с остальными документами.
Если нет технического плана, оформить кадастровый паспорт невозможно.
При отсутствии этого документа за его оформлением нужно обратиться в Росреестр или в лицензированную компанию. Оформление технического плана в Росреестре — в течение 10 дней.
Нужно иметь в виду, что необходимо регистрировать любую техническую перепланировку квартиры. Если в квартире была выполнена несогласованная или незаконная перепланировка, процесс выдачи технического плана может затянуться до согласования или устранения всех изменений.
В то же время полученные до марта 2008г. технические паспорта должны приниматься для совершения сделок и других регистрационных операций.
Повторное оформление
При «обновлении» кадастрового паспорта выписку на актуальную дату можно получить без предоставления технического плана.
Когда могут отказать в выдаче документа
Отказать в выдаче могут, если
- перечень предоставленных документов неполный;
- имеются несоответствия между предоставленными документами и данными Росреестра.
В этом случае выдаётся официальный отказ или решение с указанием причин.
Документы для оформления
Сколько документов нужно предоставить при оформлении кадастрового паспорта? В основном это:
- Удостоверяющий личность заявителя документ.
- Оригиналы правоустанавливающих документов на квартиру и их копии в нужном количестве.
- Заявление собственника или другого заявителя о выдаче кадастрового паспорта и постановке на учёт.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- В случае проведённой перепланировки — документы по результату проведённых работ — технический план, решение суда и т. п.
- В случае обращения по доверенности — документы для подтверждения полномочий.
В разных подразделениях Росреестра существуют свои особенности, поэтому перечень предоставляемых документов лучше уточнять на месте.
Сроки оформления, стоимость и форма
Согласно Федеральному закону кадастровый паспорт должен быть выдан в течение пяти дней после подачи заявления.
Если собственник — физическое лицо, госпошлина за кадастровый паспорт оплачивается в кассе в месте подачи заявления или в банке в сумме 200 руб. за бумажный вариант или 150 руб. в электронном виде.
При необходимости срочного получения документа или при обращении к риэлторам стоимость зависит от срока оформления и определяется тарифами подразделения или риэлтора.
Новая форма отличается от документов, выдававшихся ранее. Образец или фото формы можно посмотреть на сайте или в подразделениях Росреестра.
Документ оформляется в виде двух листов и сшивки с печатью.
На первом листе указываются:
- дата выдачи;
- инвентарный номер квартиры;
- этажи и общая площадь;
- точный адрес;
- вид и назначение квартиры;
- строка с указанием проведённой перепланировки или прочерком при их отсутствии.
На втором листе представлены:
- план помещения;
- план этажа;
- указана высота потолков.
Срок действия кадастрового паспорта на квартиру
Технический план (паспорт) не имеет срока давности и является первичным основополагающим техническим документом на квартиру.
Кадастровый паспорт выдаётся один раз и также не имеет срока давности, но сведения, приведённые в нём, для нежилых помещений действительны пять лет, для жилых помещений — только один год, при этом срок считается с 1 января текущего года. По истечении года для совершения любых сделок необходимо оформить новый документ.
Если вы пока не собираетесь совершать с недвижимостью никаких сделок, такой документ вам не нужен.
Поэтому даже если у вас имеется кадастровый паспорт, перед тем, как совершать операции с недвижимостью, проверьте срок его действия и при необходимости начинайте оформлять новый.