Прописка и регистрационный учет – это два синонима, которые возникли в разный временной период. Прописка существовала почти 100 лет, но в 1993 году были внесены правки в законодательство страны, которые заменили привычный термин. Сейчас постановка на регистрационный учет представляет собой обязательную процедуру для каждого резидента страны и иностранного гражданина. Мы расскажем обо всех нюансах прописки в квартире, и какие документы необходимы, что оформить регистрацию.
Прописка в квартире: общий порядок
Существует два вида прописки: временная и постоянная. Они регулируются Федеральным законом (статья №376). Рассмотрим каждый вид подробнее:
- Временная прописка, или регистрационный учет по месту пребывания. Предусматривает постановку на учет в паспортном столе по месту временного проживания. Данный процесс закрепляется справкой, где указаны сроки временной регистрации. Данным видом прописки пользуются иностранные лица, а также труженики, которые перемещаются по стране с целью заработка.
- Постоянная прописка, или регистрационный учет по месту жительства. Она необходима в обязательном порядке для каждого гражданина. Оформляется в течение 7 дней со дня пребывания на новый жилой объект. Постоянная регистрация представляет собой штамп в паспорте и действует бессрочно. Прописывать можно всех резидентов страны, с момента рождения и до самой старости, а также иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство страны.
Новая квартира
Для прописки в новой квартире требуется ее приватизация.
Более того, собственник должен предоставить в паспортный стол правоустанавливающий документ на квартиру (например, договор купли-продажи или договор долевого участия). Собственник может подавать не только свои документы для регистрации, но и своих родственников (детей, родителей, супругов, взаимозависимых лиц). По своей структуре, процесс прописки в новой квартире ничем не отличается от стандартной процедуры регистрации.
Квартира с другими жильцами
Если в квартире прописаны несколько человек, которые не являются собственниками, то при постановке на регистрационный учет не требуется получения разрешения от этих лиц. Если квартира разделена на доли и имеет несколько законных владельцев, то для прописки понадобится письменное разрешение от каждого собственника.
Примечание: для постановки на регистрационный учет детей, не достигших совершеннолетия, не требуется получения разрешения от других собственников. Помимо этого, каждый прописанный гражданин вправе регистрировать своих детей (до 18 лет) без уведомления собственников.
Необходимые документы
Невозможно поставить гражданина на регистрационный учет, если будут отсутствовать необходимые документы. Так как для прописки требуется обращение в паспортный стол, то гражданин должен предварительно собрать и подготовить документацию, куда входят:
- документы, удостоверяющие личность всех заявителей. Ими могут быть паспорта, свидетельства о рождении, доверенность, заверенная у нотариуса, удостоверение личности (id-карты таких республик, как Казахстан, Кыргызстан);
- заявление о постановке на регистрационный учет в письменном виде;
- квитанция об уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Как правило, госпошлина взимается только при постановке на постоянный учет. Для временной прописки необходимо приобрести или самостоятельно распечатать бланк для заявления;
- правоустанавливающие документы на квартиру. Требуются в том случае, если прописывается собственник жилья. Если владелец прописывает третьи лица, то он должен присутствовать при оформлении;
- разрешение от одного из родителей, не проживающего с семьей, если прописывают несовершеннолетних детей;
- листок убытия с прежнего места постоянной прописки.
Срок оформления регистрации
Когда необходимые документы будут собраны, их необходимо подать на рассмотрение в паспортный стол.
Сроки оформления:
- Временная прописка осуществляется в день обращения, при условии, что ранее не было нарушено миграционное законодательство и сроки пребывания в стране. Например, для иностранных граждан временная регистрация осуществляется в течение 30 суток со дня въезда на территорию страны. При нарушении данных сроков, на гражданина налагается административный штраф в размере 1000 – 4000 рублей. Только после оплаты штрафа, иностранный гражданин сможет вновь обратиться в УФМС для постановки на регистрационный учет.
- Постоянная прописка, при наличии листка убытия, осуществляется в течение 3-7 дней. Все зависит от региона страны и загруженности паспортного стола.
- Постоянная прописка, при отсутствии листка убытия, осуществляется в течение 14-20 дней.
Постановка на регистрационный учет является обязательной процедурой. Процесс оформления схож с пропиской в квартире, частном доме или в муниципальном жилье. При этом требуется присутствие самого заявителя и тщательный сбор необходимых документов. Не рекомендуется игнорировать сроки прописки, так как в любом случае нарушения будут выявлены и повлекут за собой административный штраф.