Объяснительная записка об опоздании на работу

Каждому работнику хотя бы раз в своей карьере приходилось сталкиваться с написанием служебной записки. Записки бывают разного вида и назначения: личные и служебные, внутренние и внешние. Как не запутаться во всем этом изобилии и составить документ правильно, читайте в настоящей статье.

Объяснительная записка об опоздании на работу — что это?

opozdanieОбъяснительная записка относится к группе служебных.  Она состоит из описания какого-то события и объяснения к нему. Сюда относятся: записки об опоздании, прогуле, невыполнении поставленной задачи. Иногда объяснительная записка выступает в качестве приложения к официальной документации.

Объяснительная записка об опоздании на работу – это документ, в котором сотрудник признает факт опоздания и указывает причину сего происшествия. Сдавать записку нужно либо в отдел кадров, либо секретарю, либо напрямую начальнику подразделения. Следует помнить о том, что систематическое опоздание на работу может послужить причиной увольнения «по статье». Такая запись в трудовой книжке однозначно не поспособствует поиску нового места работы.

Опозданием считается отсутствие сотрудника на рабочем месте сроком до трех часов, дальнейшее отсутствие называют прогулом. Одного задокументированного прогула достаточно для увольнения сотрудника.

Как написать объяснительную записку об опоздании на работу

Обычно записку пишут на альбомном листе (формат А4). Работнику дают два дня на написание записки, остальные критерии приблизительны и могут регулироваться предприятием или организацией.

Никто не скажет точно, в каком углу должна располагаться шапка, а в каком дата и подпись, так как у каждой организации есть свои собственные нормативы, с которыми сотрудникам отдела кадров и секретарю легче работать. По закону, неправильно оформленную записку об опоздании на работу должны принять, даже если она не соответствует пожеланиям кадровиков. Но на практике все обстоит немного иначе, поэтому, перед составлением документа нужно посоветоваться с теми, кто уже имел подобный опыт.

Как бы то ни было, правильно составленная записка обязательно должна включать в себя две основные части:

  1. Фактическую – в которой содержится причина составления записки (в данном случае – опоздание). Здесь же указывают дату происшествия и время, которое сотрудник пропустил.
  2. Объяснительную – в которой сотрудник приводит доводы, которые могут оправдать или хотя бы объяснить случившееся. Излагать ситуацию можно как вкратце, так и во всех подробностях. Главное, чтобы объяснение выглядело правдоподобно. Если у сотрудника есть хоть какие-то доказательства происшествия, лучше предоставить их. Это оградит работника от ответственности или смягчит наказание.
Главное отличие между объяснительной и докладной записками состоит в том, что первая может быть составлена без указания логических выводов и предложений о мере наказания.

Причины опоздания на работу

Как ни странно, но статистика выделяет пять причин опоздания, которые считаются классическими и самыми распространенными. Именно из-за такой популярности многие работодатели не считают их серьезными и правдивыми. Помните, что кадровики так же, как и вы, посещают различные сайты и давно знают все уловки и оправдания, которые пытаются предоставить на их рассмотрение любители поспать или посидеть около телевизора перед работой.

Итак, представляем ТОП-5 причин опозданий, которые фигурируют в объяснительных записках:

  1. Пробки на дорогах – самая распространенная причина опозданий сотрудников больших городов. С одной стороны – это веская и правдоподобная причина, с другой же, распространенность играет не на ее пользу. На сегодняшний день можно проверить подлинность информации, оценить сводки новостей, которые собирают сведения о заторах на дорогах. Попавшись на лжи можно навлечь на себя большие неприятности.
  2. Не сработал будильник – это завуалированная формулировка банального «проспал(а)». На такую причину не каждый работодатель отреагирует нормально, так что лучше ориентироваться конкретно по обстоятельствам. Конечно же, обидно, если механизм действительно вышел из строя, но работодателю сложно будет поверить в то, что современные мобильные устройства, которые дают возможность заводить сразу несколько будильников, отказали именно в вашем случае.
  3. Поломка машины/автобуса/троллейбуса – довольно распространенная и реалистичная причина опоздания. Но часто пользоваться ей не стоит, так как вероятность поломки транспорта не так уж и велика, к тому же, если речь идет об общественном транспорте, всегда есть вероятность быть разоблаченным. Если вы знаете, что проблем с начальством не избежать, попробуйте попросить водителя засвидетельствовать факт поломки письменно.
  4. Поломка лифта – довольно прагматичная проблема, которую можно встретить во множестве объяснительных записок. Обычно, застрявший работник сразу звонит на работу и уведомляет кого-то о случившемся. Часто в таких ситуациях можно обойтись и без составления записки, все зависит от специфики предприятия или организации и от субъективного отношения начальства к конкретному подчиненному.
  5. Прорвало трубу/затопили соседи – закрывает ТОП 5 причин опозданий. Такая причина является «одноразовой». Бывает и так, что нерадивые соседи просто обожают организовывать «потопы» и делают это с завидным постоянством. Несмотря на всю неловкость ситуации, работодатель не может постоянно «входить в ваше положение». В таком случае необходимо разбираться с соседями лично или обязать их разобраться с неполадками с сантехникой через суд.

Также можете ознакомиться с видеоматериалом с ТОП 10 причин опозданий на работу: