Понятие должностного лица
Субъекты должностных преступлений
С изменением общественного строя, форм собственности, юридически-правовых отношений усложнился вопрос с определением должностного преступления. В обновленном варианте УК их состав распределен по разным главам, поэтому понятие субъекта размыто.
Даже тех лиц, кто отбывает наказание за совершение деяний против власти, интересов госслужбы или некоммерческих организаций судебные инстанции не могут классифицировать как субъектов должностных преступлений. (См. УК ст. ст. 23, 30).
В примечании к ст. 201 п.1 поясняется, что форма собственности не является объектом рассмотрения при определении должностного злодеяния. Чтобы правильно классифицировать деятельность субъекта следует учитывать статьи 285 и 201 в совокупности.
Согласно ст. 285 к субъектам должностных преступлений относятся:
- госучреждения;
- муниципальные организаций;
- муниципальные и госучреждения, созданные по статье 120 ГК (некоммерческие).
Признаки должностного лица
В первом пункте 285 статьи приводится понятие должностного лица. Это представители власти, которые исполняют ряд функций:
- временно;
- постоянно;
- по спецполномочию.
В сферу их деятельности входят следующие обязанности:
- организационно-распорядительные;
- административно-хозяйственные.
Обязанности должностные субъекты исполняют как представители следующих организаций:
- государственных;
- местного самоуправления;
- муниципальных;
- воинских подразделений;
- Вооруженных Сил РФ.
Чтобы определить статус должностного лица, необходимо конкретизировать признаки, по которым классифицируется данная категория субъектов. Основной и главный из них является тип исполняемых обязанностей. Это понятие сужает круг служащих, не используя иные признаки, которые являются дополнительными, а не определяющими.
По остальным данным, обозначенным в законе, нельзя сказать, что они определяющие. С учетом вышеупомянутого фактора, они являются подкрепляющими основное определение. Представитель власти становится таковым на основании закона, устава, назначения, избрания коллективом. Верно оформленные правовые акты, обозначающие круг обязанностей, являются признаком должностного лица.
Следует учитывать, что субъектом может оказаться лицо, по факту исполняющее обязанности должностного лица по доверию с различными полномочиями, закрепленными распоряжением. Это не снимает с него ответственности при совершении преступления в рамках возложенных задач.Самостоятельным признаком, можно обозначить организацию или госорганы, чьи представители, занимающие определенные должности, говорят сами за себя. Стоит подчеркнуть, что деятельность данных учреждений не должна относиться к коммерческим, иностранным, кооперативным и другим представительствам подобного характера.
Виды ответственности должностных лиц
Представители власти, сотрудники госучреждений, муниципальных органов, военнослужащие, служащие некоммерческих организаций при совершении правонарушения несут ответственность, как должностные лица, если они связаны с трудовой деятельностью.
Все деяния этого порядка можно разделить на 4 общие группы, которые предусматривают наказание за использование своих полномочий, их превышение, неисполнение, заведомо незаконное действие, причинение вреда государству, обществу и т. д.
Среди видов ответственности можно выделить:
- Уголовную ответственность, которая предусматривает лишение или ограничение свободы. Сначала квалифицируется преступление, как совершенное должностным лицом. Собрав доказательства, что использовалось служебное положение, можно предъявить обвинение.
- Административную ответственность, которая наступает при ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо их невыполнении. Например, препятствие проведению митинга, реализации избирательного права, нарушение закона о труде и т. д.
- Дисциплинарную ответственность, которая наступает при недостаточном исполнении возложенных обязанностей. Например, отсутствует защита прав граждан, соблюдение их интересов и надлежащее служебному положению ведение трудовой деятельности.
- Материальную ответственность, которая наступает в случае нанесения ущерба, связанного со служебным положением. Лицо, действиями или бездействием которого причинен материальный урон, обязано возместить или понести ответственность за проступок или преступление.
Усовершенствование законодательства нельзя считать единственным видом борьбы с преступлениями, связанными с использованием занимаемой должности. Кривая экономических махинаций во времена переустройства государственности всегда резко возрастала. Остается надеяться, что действенные законы вскоре появятся, и решения судей будут носить однозначный и справедливый характер.