Порядок подачи апелляции в гражданском процессе
Основания и порядок составления жалобы
Жалоба называется полной, если дело необходимо рассмотреть по всем правилам текущего законодательства, и неполной, если объем требований ограничен.
Для неправомерности принятого, но еще не действительного решения суда первой инстанции есть несколько причин, которые можно привести как обоснование жалобы:
- Были нарушены либо неверно применены на практике правовые нормы.
- Есть возражения против доказательств, используемых в ходе дела.
- Есть противоречия в доказательной базе.
- Исследование и оценка доказательств были осуществлены с нарушениями законодательства.
- Возникли новые обстоятельства, которые требуется установить.
- Неправильно установлены обстоятельства дела.
- Существуют уважительные причины, по которым некоторые из доказательств ранее не были представлены.
- Был получен неправомерный отказ в принятии доказательств.
Жалоба составляется в нескольких экземплярах — по числу участников в процессе.
Куда подаётся апелляция?
Инстанция апелляционного типа – высший по значению суд после того, где было принято оспариваемое решение.
- Если решение по делу принял мировой судья, то жалобу подают в районный суд.
- При первоначальном рассмотрении в районном суде апелляцию отправляют в краевой или областной суды по округу.
- Верховный Суд РФ отвечает за рассмотрение жалоб в том случае, если первоначальное решение принималось представителями краевого или районного суда.
Главное на данном этапе – правильно определить подсудность. В этом случае не возникнет проблем с поиском подходящего адреса, по которому стоит направить жалобу.
Содержание апелляционных жалоб
Составляя жалобу, надо обязательно указать целый ряд данных, имеющих отношение к делу:
- Перечень из документов, выступающих в роли приложения.
- Полные требования автора жалобы с перечислением оснований, позволяющих считать вынесенное решение неправомерным.
- Реквизиты решения, которое подлежит обжалованию.
- Личные данные лица, подающего жалобу, включая адрес проживания и текущее местонахождение.
- Наименование суда, куда обращается участник процесса.
Скачать образец аппеляционной жалобы на решение суда
В качестве одного из обязательных приложений для апелляции служит квитанция об оплате госпошлины. На информационных стендах в здании суда всегда есть образцы. Её платят за сам факт рассмотрения дела. Необходимо отдельно проследить за корректностью заполнения этого документа.
Вторая сторона может подать ответную жалобу на возражения. Это право есть у каждого участника гражданского процесса. Никаких специализированных правил по подаче письменных заявлений не существует. В возражениях важно правильно указать реквизиты дела, чтобы работники суда могли идентифицировать документ и претензии, содержащиеся в нем. Жалобы можно подать в суд лично либо при помощи почтовой службы. Принимается любой вариант подачи — достаточно убедиться, что в оформлении нет ошибок.
Срок рассмотрения жалобы
Суд высшей инстанции должен рассмотреть поданную жалобу за два месяца с момента подачи соответствующих документов.
Какое решение может быть принято?
В качестве результата выступает только апелляционное определение. Апелляционный суд не может сам направлять дело в предыдущее ведомство на повторный пересмотр. Он может лишь вернуть жалобу адресату и указать на причины, по которым это произошло.
Суд апелляционной инстанции может принять к рассмотрению новые доказательства, если есть объективные причины их отсутствия на предыдущем разбирательстве. Учитывается также потенциальное влияние участников процесса на исследование и анализ доказательств.Определение выносится в следующих случаях:
- Вопрос успешно разрешается по существу, определение суда первой инстанции отменяется или изменяется.
- Отклоняется апелляционная жалоба при сохранении первоначального решения в силе.
- Полностью отменяется решение, приостанавливается судебное производство, заявление не рассматривается.
Суд обязательно должен указать мотивы, по которым он принял то или иное решение.
Срок подачи апелляционных жалоб
Судебная система активно борется за то, чтобы спорные вопросы решались как можно быстрее. Потому сегодня сокращаются все сроки, связанные с апелляционными жалобами, включая рамки их подачи и длительности рассмотрения.
У каждой стороны есть месяц, чтобы направить свою жалобу для рассмотрения второй инстанцией. Необходимо строго соблюдать эти сроки. Согласно выработанным правилам, инстанции не принимают опоздавшие обжалования, даже если запрос пришел лишь на один день позже.
Основания и порядок восстановления срока
Если срок для подачи жалобы истек, то одна из сторон может составить заявление с просьбой о восстановлении срока. Важно указать причины, по которым это произошло. Если они будут признаны объективными, то ответ, в большинстве случаев, тоже окажется положительным.
Апелляционную жалобу можно отправить одновременно с заявлением о восстановлении упущенного срока на подачу. Необходимо соблюсти все требования, которые предъявляются к таким документам.Запросить восстановление срока можно и прямо в апелляционной жалобе.
При подаче жалобы и запроса разом сначала принимается решение по поводу просьбы, а потом уже выполняются остальные требования. Жалобу вернут отправителю, если причины пропуска сроков были признаны неуважительными.
Суд должен известить всех участников процесса о том, что к рассмотрению принято заявление о продлении пропущенного срока. Если кто-то из участвующих лиц не явится, документ всё равно будет рассмотрен.
Представители инстанции должны учитывать своевременность обращения с просьбой продлить срок. Лицо не лишается права обращения, если сроки пропущены по вине прокурора.
Есть несколько причин, которые признаются уважительными:
- Заграничные командировки.
- Нахождение в пенитенциарном учреждении для отбывания наказания.
- Армейская служба.
- Длительное лечение в стационарном режиме.