Пояснительная записка
Пояснительная записка – жанр официально-деловой речи.
Деловые бумаги играют важную роль в жизни современного человека. От правильно оформленных документов зависит и место работы, и карьера. В экономической, дипломатической, административной, правовой сфере принято использовать официально-деловой стиль речи. Для него характерно:
- Точность, употребление терминов и номенклатурных наименований.
- Неличный характер, употребление собирательных имён существительных (граждане, выборы).
- Стереотип в построении предложений.
- Употребление стандартных речевых оборотов (по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит).
Общие правила написания пояснительной записки
Пояснительная записка — это вид текстового информационно-справочного документа. Он поясняет содержание некоторых положений главного документа (отчёта, плана, проекта). Даётся обоснование технической или экономической целесообразности принятого проектного решения.
Структура документа
- автор (организация, структурное подразделение или должностное лицо, от которого исходит записка);
- адресат (кому направляется документ);
- название вида документа (например, «Пояснительная записка»);
- дата, когда составлялся документ и номер регистрации;
- заголовок (например, «О нарушении трудовой дисциплины»);
- текст;
- подпись составителя (указать должность).
Как оформить пояснительную записку?
На всех предприятиях есть свои правила и требования в отношении написания прилагаемой пояснительной записки. Форма заполнения должна быть стандартной, с внесением правок. Сведения в пояснительной записке могут быть обязательного или рекомендательного характера.
- Шрифт. Для основного текста используется Times New Roman. Разделы, подразделы и списки выделяются жирным шрифтом.
- Название. Пишется вверху посередине листа (например, «Пояснительная записка к налоговой декларации»). Ниже следует укать название предприятия по всем требованиям и дату.
- Вводная часть. Дать описание сведений о фирме в целом, её учредителях.
- Пункты. Главный материал следует распределить по пунктам, подпунктам, включая перечни. Строго соблюдать абзацы, нумерацию. Отчёт может дополняться различными приложениями: схемами, таблицами, графиками, диаграммами, расчётами (записано в пункте 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 N66н.)
- Количество страниц. Обязательно пронумеровать страницы.
- Аббревиатуры. Использовать допустимо только самые номенклатурные (руб., тыс., т. п.). Обязательно употреблять терминологию.
- Списки и подзаголовки. Текс легко читабелен, если он структурирован, разбит на списки и подзаголовки.
- Количество. Текст должен быть точен, лаконичен, с выводами, в пределах пяти-шести страниц.
- Подпись. Внизу под текстом обязательно необходимо записать должности, фамилии и инициалы начальника предприятия и лиц, которые составляли пояснительную записку.
Виды пояснительных записок
Пояснительная записка (к дипломному проекту, в налоговую службу, к бухгалтерскому балансу и так далее) специфична в зависимости от получателя и целей ее составления.
- к проектам (дипломный, курсовой, типовой, архитектурный, чертёж)
- к отчётам (бухгалтерский, налоговый)
- к программам и испытаниям (учебно-образовательные, воспитательные, научные исследования)
Для получения более детальной информации о структуре и особенностях написания пояснительной записки можно обратиться за онлайн-консультацией к нашим юристам.