Пояснительная записка

Пояснительная записка – жанр официально-деловой речи.

Деловые бумаги играют важную роль в жизни современного человека. От правильно оформленных документов зависит и место работы, и карьера. В экономической, дипломатической, административной, правовой сфере принято использовать официально-деловой стиль речи. vidy-poyasnitelnyh-zapisokДля него характерно:

  1. Точность, употребление терминов и номенклатурных наименований.
  2. Неличный характер, употребление собирательных имён существительных (граждане, выборы).
  3. Стереотип в построении предложений.
  4. Употребление стандартных речевых оборотов (по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит).
Деловые документы составляются от руки или заполняются на стандартных бланках. Оформляться вся документация должна в соответствии требованиям ГОСТа 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 Общие правила написания пояснительной записки

Пояснительная записка — это вид текстового информационно-справочного документа. Он поясняет содержание некоторых положений главного документа (отчёта, плана, проекта). Даётся обоснование технической или экономической целесообразности принятого проектного решения.

Структура документа

  • автор (организация, структурное подразделение или должностное лицо, от которого исходит записка);
  • адресат (кому направляется документ);
  • название вида документа (например, «Пояснительная записка»);
  • дата, когда составлялся документ и номер регистрации;
  • заголовок (например, «О нарушении трудовой дисциплины»);
  • текст;
  • подпись составителя (указать должность).vidi-poyasnitelnyh-zapisok

Как оформить пояснительную записку?

На всех предприятиях есть свои правила и требования в отношении написания прилагаемой пояснительной записки. Форма заполнения должна быть стандартной, с внесением правок. Сведения в пояснительной записке могут быть обязательного или рекомендательного характера.

  1. Шрифт. Для основного текста используется Times New Roman. Разделы, подразделы и списки выделяются жирным шрифтом.
  2. Название. Пишется вверху посередине листа (например, «Пояснительная записка к налоговой декларации»). Ниже следует укать название предприятия по всем требованиям и дату.
  3. Вводная часть. Дать описание сведений о фирме в целом, её учредителях.
  4. Пункты. Главный материал следует распределить по пунктам, подпунктам, включая перечни. Строго соблюдать абзацы, нумерацию. Отчёт может дополняться различными приложениями: схемами, таблицами, графиками, диаграммами, расчётами (записано в пункте 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 N66н.)
  5. Количество страниц. Обязательно пронумеровать страницы.
  6. Аббревиатуры. Использовать допустимо только самые номенклатурные (руб., тыс., т. п.). Обязательно употреблять терминологию.
  7. Списки и подзаголовки. Текс легко читабелен, если он структурирован, разбит на списки и подзаголовки.
  8. Количество. Текст должен быть точен, лаконичен, с выводами, в пределах пяти-шести страниц.
  9. Подпись. Внизу под текстом обязательно необходимо записать должности, фамилии и инициалы начальника предприятия и лиц, которые составляли пояснительную записку.

Виды пояснительных записок

Пояснительная записка (к дипломному проекту, в налоговую службу, к бухгалтерскому балансу и так далее) специфична в зависимости от получателя и целей ее составления.

  • к проектам (дипломный, курсовой, типовой, архитектурный, чертёж)

Скачать образец

  • к отчётам (бухгалтерский, налоговый)

Скачать образец

  • к программам и испытаниям (учебно-образовательные, воспитательные, научные исследования)

Скачать образец

Для получения более детальной информации о структуре и особенностях написания пояснительной записки можно обратиться за онлайн-консультацией к нашим юристам.