В современном развитом мире идет борьба за каждую стоящую вакансию на рынке труда. Еще пару десятков лет назад выгодную позицию занимали люди с высшим профессиональным образованием, сегодня наличия данного образования уже недостаточно. Работодатель пытается привлечь высококвалифицированных специалистов, имеющих:
- Значительный опыт;
- Креативное мышление;
- Стрессоустойчивый характер;
- Умение ориентироваться в сложных ситуациях.
И это далеко не исчерпывающий список тех качеств, который хотел бы видеть потенциальный работодатель в своих работниках. Если говорить прямо, то на сегодняшнем рынке труда есть из чего выбрать. Именно поэтому, любой специалист, который хочет добиться профессиональных высот старается грамотно выстроить свою карьеру.
Нередко, принимая на работу нового специалиста, работодатель хочет знать:
- На что способен этот работник;
- Какие заслуги имеет на предыдущей службе;
- Какими качествами обладает;
- Чего от него стоит ожидать.
И естественно, одних слов работника в данном случае недостаточно. Ведь разумно, что каждый пытается продать себя подороже, и вполне может приукрасить свои достижения, заслуги и профессиональные навыки.
Как же быть работодателю в данной ситуации? Откуда почерпнуть информацию о новом человеке? Нелишней будет достоверная информация из добросовестного источника. Данным источником может стать бывший работодатель кандидата. А информацию о нем он может изложить в официальном документе. Вот здесь и наступает очередь характеристики с места работы.
Характеристика с места работы – что это?
Характеристика с места работы – это документ, в котором содержится информация о работнике, его профессиональные навыки, личные качества, моменты, на которые следует обратить внимание.
Характеристика с места работы использоваться:
- Для внутреннего пользования — она будет храниться в личном деле работника;
- Для внешнего использования — такие характеристики выдаются по запросу уполномоченного органа, а также самого работника для предоставления в какую-либо организацию.
Нередко характеристику с места работы запрашивает увольняющийся сотрудник для предоставления новому работодателю.
В данном случае существует небольшая опасность получить недостоверную информацию, если отношения между данным лицом и уже почти бывшим работодателем испорчены по какой-то причине. Ведь просто так никто не увольняется. Причиной может быть внутренний конфликт, либо нежелание работодателя отпускать хорошего работника.
Исходя из содержания документа, характеристика может быть положительная и отрицательная.
Положительная характеристика
Кто как не работодатель хорошо знает своего работника, в том числе его профессиональные навыки и личные качества. Поэтому в случае, когда работодатель дает положительную характеристику работнику, наверное, стоит в нее поверить (если конечно они не находятся в сговоре).
Остается неясным вопрос, какую роль имеет предоставление официальной характеристики в органы государственной власти? Так ли она важна?
Но далеко не всегда характеристика на работника носит положительный характер.
Также про положительную характеристику, а именно про характеристику работника для награждения вы можете прочитать в этой статье.
Отрицательная характеристика
Никто ведь не говорит, что характеристика с места работы обязательно должна быть положительной, главное, она должна быть объективной.
Итак, что может содержаться в отрицательной характеристике на работника?
В первую очередь, это могут быть случаи зафиксированного непрофессионализма:
- Систематические опоздания;
- Нарушения трудовой дисциплины,
- Совершенные проступки.
Также могут быть указаны отрицательные личные качества работника:
- Вспыльчивость;
- Конфликтность;
- Неуравновешенность.
Наверное, никому бы не хотелось иметь отрицательную характеристику с места работы, поэтому если нет необходимости предоставлять данный документ по официальному запросу, его лучше будет спрятать в дальний угол и больше никому не показывать.
В какие органы и учреждения может понадобится характеристика?
- Как уже ранее говорилось, характеристику с места работы может запросить
потенциальный работодатель на сотрудника. Его интерес вполне обоснован и понятен;
- Кроме того, данный документ может быть запрошен официальными органами;
Также понадобится она при разбирательстве по некоторым категориям гражданских дел (трудовые споры, лишение и восстановление родительских прав, установление опеки).
Достаточно сложно судить насколько поможет положительная характеристика в отношении обвиняемого лица при вынесении приговора или постановления суда, однако если же она будет отрицательной, данному лицу плюсов это точно не добавит.
- Также характеристика с места работы обязательство понадобится для предоставления
в консульство в случае необходимости открытия визы;
- Данный документ предоставляется в военкомат;
- Может быть затребована банковской организацией при выдаче большого кредита или
займа;
- В наркологический диспансер.
На что может повлиять характеристика с места работы?
Влияние характеристики с места работы может оказать существенное или несущественное значение. Зависит это от того, куда предоставляется данный документ:
- В случае предоставления характеристики при устройстве на работу положительная характеристика может добавить плюсов кандидату, а может не сыграть никакой роли, это уже на усмотрение работодателя. В случае же предоставления отрицательной характеристики, понятно, что положительного эффекта она не произведет.
- В случае предоставления документа в правоохранительные органы или суд, положительная характеристика может стать одним из оснований для смягчения наказания, в то время как отрицательная усугубит ситуацию. Однако нужно понимать, что одной лишь положительной характеристики для смягчения наказания недостаточно, она должна работать в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами.
- При получении визы в консульстве подойдет только положительная характеристика, отрицательная может лишить претендента шансов на получение визы (зависит от страны). Некоторые государства (такие как например Испания) очень щепетильно относятся к тому, кто въезжает на их территорию, и вот в этом случае отрицательная характеристика может перечеркнуть планы на отдых.
- В случае предоставления отрицательной характеристики в банк, лицу может быть отказано в выдаче кредита, хотя и в случае положительной характеристики она не будет являться гарантией. Чаще всего данный документ запрашивают при рассмотрении заявки на ипотечный кредит.
Зачем нужна характеристика с места работы?
Из предыдущего раздела можно сделать вывод, что значение данного документа достаточно относительное. Действительно, в некоторых случаях предъявление характеристики будет обязательным (в основном это касается официальных органов государственной власти).
В случае с отрицательной характеристикой становится ясно, что уж преимуществ предъявителю она точно не представит. Но и обратного законодателем не закреплено.
Поэтому скорее данный документ можно охарактеризовать, как документ дополнительного действия. Вместе с другими факторами, он, может быть, и сработает.
Как составить характеристику с места работы?
Кто составляет?
Характеристика с места работы составляется лицом, занимающимся кадровым обеспечением в организации. Это может быть менеджер по персоналу или инспектор кадров, а также иное должностное лицо, на которое эти обязанности возложены в порядке совмещения должностей.
Кто подписывает?
Подписывается данный документ, как и любой другой официальный документ организации, руководителем, либо лицом, исполняющим его обязанности.
В случае с крупными учреждениями право подписания подобного рода документов может быть передано руководителям структурных подразделений или отделов учреждения.
Как составляется?
Документ составляется на бланке учреждения, в котором числится работник.
В случае, если характеристика выдается по официальному запросу соответствующего органа, в ней указывается, что она выдается для направления в данный орган. Если же данный документ выдается по просьбе работника, в нем чаще всего указывается, что он годен к предъявлению по месту требования.
В тексте характеристики указываются:
- Сведения о работнике;
- Профессиональные навыки;
- Личные качества;
- Возможно указание каких-либо особенностей для конкретного лица.
Определенного утвержденного бланка характеристики с места работы не существует, поэтому данный бланк организация-работодатель разрабатывает самостоятельно. Чаще всего эта ответственность ложится на работника кадровой службы, который в данном случае руководствуется либо сложившейся практикой, либо местом предъявления характеристики.
Что нужно указать в характеристике?
В характеристике указываются общие данные на работника, его персональные данные (если работник согласен на их разглашение), некоторые моменты биографии (период обучения, службы в армии), его личные качества, профессиональные навыки.
Обратите внимание
Самым главным в характеристике с места работы является то, что она должна быть достоверной и максимально точно отражать информацию о работнике.
Следует обратить внимание:
- На личные качества работника;
- Его профессиональные качества
- Заслуги: награждения, поощрения, благодарности;
- Взыскания: выговоры, замечания.
О стиле изложения:
- Стиль повествования должен быть нейтральным, при описании качеств работника нельзя допускать использования эмоционально-экспрессивных языковых средств, так как это официальный документ.
- Текст документа должен быть емким и понятным, отличаться логической и грамматической связанностью текста, простотой языка. Читающий должен иметь возможность составить полное представление о работнике.
- В тексте данного документа недопустимо использование лексики разговорной речи, ругательных выражений, а также сокращений слов, выражений.
- Несмотря на то, что характеристика представляет собой описание качеств работника, тем не менее, в ней нежелательно использование личных местоимений.
Структура характеристики с места работы
В связи с тем, что бланка установленного образца характеристики с места работы попросту не существует, нет и единого места, куда она предъявляется, а также не разработана нормативно – правовая база, которая регламентировала бы данный вопрос, определение и разработка структуры данного документа ложится на плечи составителя.
Следует придерживаться следующих правил:
- Составляется данный документ на бланке организации, подписывается надлежащим лицом, в случае необходимости заверяется печатью организации.
- В документе указываются личные данные работника с учетом законодательства о защите персональных данных, и та информация на него, которая уже была рассмотрена в вышеприведенных разделах.
- Характеристика может быть напечатана на компьютере или написана от руки.
- Определяя структуру, составителю необходимо ориентироваться на место предъявления данного документа и, возможно, более детально расширить ту часть характеристики, которая будет представлять интерес для того или иного получателя.
Итак, исходя из изложенного материала, можно сделать следующие выводы:
- Характеристика с места работы, являясь официальным документом, составляется все же в произвольной форме, норм и требований по составлению попросту нет
- Как уже ранее замечалось, при грамотном построении карьеры любой стоящий специалист позаботится о наличии положительной характеристики с места работы.
Характеристика с места работы действительно может произвести значимое впечатление на потенциального работодателя. В остальных же случаях данный документ носит достаточно неясное и нечеткое значение. Являясь обязательным к предъявлению в некоторых случаях, он не дает гарантии предъявителю на положительный исход в рассматриваемом вопросе.
В любом случае портить характеристику с места работы не стоит никому. Ибо ситуации в жизни бывают разные. Законодательство находится в постоянном динамичном развитии, и кто знает, что ожидает нас через пару десятилетий. А испорченную характеристику, подобно испорченной репутации, исправить будет уже невозможно.
Образец характеристики
Пример характеристики
Пример характеристики вы можете скачать по следующей ССЫЛКЕ.