Российское законодательство претерпело в последние годы серьезные изменения в области налогообложения транспортных средств. Одно из них, самое существенное, коснулось необходимости оплаты владельцами грузового транспорта коэффициента за пройденный по российским дорогам путь.

Причина тому одна: грузовики наносят серьезный ущерб дорожному полотну, а казну нужно пополнять.

Транспортный налог для грузовиков

Оплата за путь в каждый километр определена не в рамках нового дополнительного налога, а просто повышает ставку обычного транспортного. Теперь для некоторых типов грузовиков установлена другая цена, но есть и исключения. Поговорим о них подробнее.

Менее 12 тонн

1Автомобили грузового типа максимально допустимой массы менее 12 тонн облагаются стандартным транспортным налогом. Их владельцы освобождены от обязательств оплачивать путь, пройденный машиной.

Ставка транспортного налога для такого авто зависит от:

  • мощности двигателя;
  • количества лет, прошедших с момента выпуска.
Для того чтобы высчитать налог, нужно умножить ставку налога на мощность автомобиля.

Ставка определена в каждом регионе своя и регулируется внутренними правилами, а вот мощность рассчитывается в лошадиных силах. От налога освобождены только те авто, которые зарегистрированы на сельскохозяйственные компании и занимаются:

  • перевозкой молока;
  • транспортировкой скота.

Кроме того, налог не платят:

  • ветеринарные службы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • техника обслуживания при работе в поле.

Свыше 12 тонн

Для тяжелых грузовиков введен повышенный налог на транспорт. Дополнительно владельцам этого вида средств передвижения приходится рассчитывать ставку за каждый километр пройденного пути. Полученная сумма прибавляется к основной.

Полная ставка за 1 км составляет 3,73 рубля.

Поскольку в течение года большие грузовики проходят по федеральным трассам огромный путь, курсируя при перевозке грузов, налог составит в итоге большую сумму, ощутимую для бюджета владельца вне зависимости от того, какой у него бизнес.

Сразу оговоримся, что от уплаты повешенной ставки освобождены:

  • пожарные службы, машины МЧС, скорой помощи и другие;
  • военный грузовой транспорт;
  • пассажирский транспорт.

Весомая ставка налога вызвала в обществе гнев, что вылилось в несанкционированные протесты. Людей можно было понять, поскольку если налоги все владельцы оплачивали своевременно, то к вводу дополнительной системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон» они отнеслись крайне негативно. Чем это в итоге закончилось, выясним чуть позже.

Как осуществляется контроль километража?

Предложений по осуществлению контроля было выдвинуто множество, однако ничего конкретного предпринять в короткие сроки не удалось. Среди утвержденных систем контроля оказались:

  • маршрутные карты;
  • специализированные спутниковые системы;
  • дополнительные устройства.
С введением программы «Платон» выбор окончательно был сделан в пользу системы навигации ГЛОНАСС/GPS. Прибор предоставляется владельцу бесплатно.

Ввиду того, что двойное по сути налогообложение привело к недовольству в обществе, давлению на предпринимателей, то Президент В.В. Путин поручил пересмотреть новые нормы. В итоге, летом 2016 года законодатели приняли несколько поправок, в связи с чем:

  • 2до конца 2018 года весь грузовой тяжелый транспорт освобожден от уплаты транспортного налога (включая авто сельскохозяйственного назначения);
  • сумму доходов можно будет уменьшить на выплату по системе «Платон»;
  • сумма транспортного налога уменьшится на сумму исчислений по «Платону»;
  • если сумма платы за каждый километр грузовика, принадлежащего физическому лицу, равна или превышает сумму транспортного налога, то последний считается равным 0.

Эти меры позволили снять с владельцев тяжелых грузовиков бремя в виде двойного налогообложения.

Ответственность за уклонение от уплаты

За уклонение от выплаты налога были утверждены штрафы. Эти суммы зависят от того:

  • кто является владельцем грузового транспорта;
  • в который раз лицо не уплатило налог;

Первый пункт предполагает, что владельцем может являться частник или, например, компания. Данная система штрафов переходная, она через два-три года претерпит изменения, но на сегодняшний день это выглядит таким образом:

  • штраф накладывается только на владельца транспортного средства (ранее могли оштрафовать и водителя);
  • сумма штрафа равна 5 000 рублей за первый уход от налога и 10 000 за каждый следующий;
  • более одной санкции в день не могут утвердить.

Введение новых налогов всегда имеет неоднозначную реакцию в обществе. На сегодняшний день грузоперевозчики видят уход от налогов в использовании авто массой до 12 тонн и в передвижении по дорогам регионального значения. Плата за них не введена.

https://www.youtube.com/watch?v=KdPfw2p8Buo