Качественный автомобиль — это не только хорошие детали, дорогая обивка салона и многофункциональный бортовой компьютер, но и ровный слой лакокрасочного покрытия (ЛКП). Не многие знают о приборе, которым этот слой можно замерить прямо перед совершением покупки, ведь приобретение автомобиля — дорогостоящее предприятие, поэтому все в нем должно устраивать.

Что такое толщиномер?

1Прибор для измерения ЛКП носит название толщиномер. Он прост в управлении и помещается в руке. Прежде чем поговорить о том, как правильно произвести замеры и, что самое важное, сделать вывод из полученных результатах, необходимо объяснить, зачем эта информация необходима владельцу автомобиля.

Итак, замер чаще всего производят:

  • при покупке авто;
  • перед тем, как окрасить его.

То, какой слой краски нанесен заводом-изготовителем, говорит о многом:

  • о насыщенности цвета корпуса;
  • о качестве и долговечности покрытия;
  • об отсутствии или наличии вероятности возникновения сколов.

Зависит толщина ЛКП от многих параметров. В основном это марка, год выпуска автомобиля, модель и так далее. После проведения полировки не стоит измерять толщину, поскольку она окажется на порядок выше.

Принцип работы

Прибор показывает толщину покрытия краски в микронах, 1000 микрон — это толщина в 1 миллиметр. Что же она означает на деле?

Толщиномер выдает фактическое расстояние от верхнего слоя до металлической поверхности детали. Прежде чем начать работу, важно понять, что не весь корпус авто покрыт краской однородно. Где-то слой толще, а где-то тоньше, поскольку краска в процессе окрашивания стекает. Чтобы понять, качественно ли окрашен автомобиль, придется провести замеры в нескольких областях и зафиксировать эти цифры.

В среднем толщина ЛКП колеблется от 70 до 160 микрон. Измерить нужно следующие детали:

  • левое и правое передние крылья;
  • левую и правую передние двери;
  • обе задние двери;
  • капот;
  • крышку багажника;
  • крышу авто;
  • заднюю панель;
  • левое и правое заднее крыло.

Эти детали вносятся в таблицу, каждая отдельно. Можно также схематично изобразить авто и провести измерения без таблицы. Каждая деталь замеряется несколько раз в разных местах. Охватить ее нужно полностью.

Не нужно производить замер на каждый квадратный сантиметр. Например, исследуя дверцу, производят 3-4 замера.

Виды

Приборы делятся на несколько видов в зависимости от функций:

  1. iМеханические (замеряют мокрый слой краски после того, как авто только покрасили).
  2. Ультразвуковые (универсальные приборы, которые работают не только по металлу, но и другим материалам).
  3. Магнитные (работают при помощи магнита, однако, несколько неточны).
  4. Электромагнитные (предназначены для работы с металлическими корпусами).
  5. Вихретоковые (также работает с металлами, но более точен и универсален, чем другие).

В зависимости от точности измерения меняется и цена прибора.

Как выбрать?

Если планируется всего раз использовать прибор, смысла в его покупке нет. Дело в том, что несмотря на невысокую стоимость (2000-8000 рублей), одно применение того не стоит. Специалисты советуют покупать прибор лишь тем, кто постоянно занимается покупкой и продажей авто.

Для качественного измерения выбирайте вихретоковые, ультразвуковые или электромагнитные толщиномеры. С их помощью можно добиться точности в измерениях. Если прибор стоит дешево, это говорит о том, что качество его не отвечает стандартам.

Для одного использования прибор можно взять в аренду за 400-500 рублей в сутки.

Использование толщиномера

Сразу после покупки проводится калибровка прибора. Тем, кто приобрел прибор для собственных нужд, необходимо внимательно прочесть инструкцию. Как правило, в комплекте к толщиномеру идет пластина-эталон. Время от времени необходимо проверять ее толщину.

Если результат соответствует с разницей в 10 микрон, то все хорошо работает. Если нет, то понадобится калибровать прибор у специалистов стандартизации. Все настройки проводятся в соответствии с инструкцией.

Режимы

Современные приборы могут работать в различных режимах:

  • одиночного и постоянного измерения (при этом, наличие встроенной памяти позволит запомнить несколько сотен данных);
  • определения основы под покрытием (быстро определяет, какой материал скрывается под краской);
  • температурном (работа в условиях морозов — это актуально для всей территории России).

В целом, режимы зависят от качества и класса прибора.

Оценка результатов

2Предельные данные при измерении ЛКП автомобиля таковы:

  • минимум — 70 микрон;
  • максимум — 165 микрон.

Если прибор показывает цифру ниже минимума, это означает, что толщина ЛКП абсолютно минимальная. Такая поверхность быстро выгорит и сколется. Ни о каком качестве речи здесь идти не может. Также это может быть связано с незначительными вмятинами детали.

Что касается ситуации, когда цифры выше нормы, то это также не положительный показатель. В большинстве случаев считается, что на поверхность детали помимо краски нанесен слой шпатлевки. Скорее всего, автомобиль уже побывал в аварии. Исключение составляют некоторые марки, сошедшие с конвейера в таком виде.

Например, у Мерседесов класса «С» и «Е» толщина покрытия может достигать 250 микрон. Эта же ситуация касается некоторых американских марок и автомобилей премиум-класса.

Что нужно знать, чтобы правильно учесть данные измерения? Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Если прибор показывает величины в 600-800 микрон, автомобиль точно был перекрашен, возможно, не один раз.
  2. Если цифры «скачут» с небольших до высоких, это также говорит о том, что деталь восстанавливали после аварии.

Краска на заводских элементах корпуса будет распределена равномерно, в микронах перепад будет не более 10-15. Если детали были перекрашены, это легко понять при помощи толщиномера. Специалист может выяснить, где именно когда-то были повреждения и насколько серьезны они.

Перепады в 50 микрон на одной и той же поверхности уже считаются значительными. Разница до 40 микрон считается приемлемой.

Таблица толщины ЛКП автомобилей

Кузов автомобиля — это основа, от того, как он окрашен, зависит срок службы его деталей. Ниже приведена таблица с данными на новые авто, сошедшие с конвейера.3

Обращаясь непосредственно к таблице, представленной выше, мы можем заметить, что и заводы-изготовители очень часто экономят на лакокрасочном покрытии, что не может не сказаться на качестве. Данные модели не могут стоить очень дорого, поскольку скорее считаются экономичным классом.

Как говорят специалисты, найти небитый автомобиль в возрасте 2-3 лет очень сложно. Поэтому в незначительных повреждениях нет ничего опасного.

Приобретая автомобиль, хочется быть уверенным в том, что он прослужит долго. Сегодня умельцы прекрасно справляются с восстановлением битых деталей кузова. Невозможно уберечься от этого не только на рынке подержанных авто, но и в автосалонах. Именно для этих целей сегодня применяются толщиномеры. С их помощью можно легко определить, насколько качественный автомобиль на самом деле.