Все аварийные дома идут под снос в обязательном порядке, так как угрожают жизни жильцов. Для собственников частных домов — это отличная возможность приобрести новое жилье, более качественное и полнометражное за счет государства. Давайте узнаем, какое жилье считается аварийным, как присвоить дому такой статус и в какие инстанции обращаться?
Какое жилье считается аварийным
По государственным стандартам, любая конструкция не должна превышать установленные нормы инфразвука, шума, вибрации, а также концентрации вредных веществ и уровня напряженности электрического поля. Также жилье могут признать аварийным, если:
- конструкция износилась на 65-70%, при этом показатели одинаковые как для кирпичных и панельных, так и для деревянных домов;
- при ухудшении эксплуатационных и технических характеристик дома, из-за которых снижается надежность и устойчивость строения;
- если частный сектор находится в опасной зоне. Например, вблизи рек, где регулярно меняется фаза водного режима — наступают паводки. Также около горных хребтов, где фиксируются зоны схода лавин, оползней и селевых потоков;
- конструкция дома была повреждена из-за геологических явлений (пожары, наводнения, землетрясения, посадка грунта);
- если конструкция жилья нарушена из-за аварий или взрывов;
- при нарушении целостности фундамента, что приводит к обрушению всего жилого дома;
- если частный сектор находится в зоне, где могут произойти техногенные аварии;
- на территории жилищной зоны нарушены санитарные или эпидемиологические нормы;
- при нарушении уровня шума. Например, если окна секторов выходят на главную дорогу или магистраль.
Как признать частный дом аварийным
Эта процедура опирается на Жилищный кодекс РФ и находится в компетенции администрации города. Для того чтобы признать недвижимость аварийной, нужно пройти несколько этапов:
- Подготавливается заявление в комиссию по оценки качества жилого сектора. В заявлении собственнику необходимо указать жалобы и причины, по которым он считает, что дом не пригоден для проживания. Вместе с письменным обращением отправляются копии таких документов, как технический паспорт, планы помещения и разрешение на перепланировку. Помимо заявления можно приложить ранее написанные жалобы или письма от соседей или других собственников дома (в случае, если частный сектор делится на несколько жильцов).
- На основании заявления проводится экспертиза дома и прилегающей территории.
Комиссия исследует конструкцию дома, наличие и состояние коммуникаций, а также изучит качество строительных материалов и их состояние.
- Межведомственная комиссия рассматривает экспертизу и спустя время выносит вердикт. Если по результатам жилье признано пригодным и безопасным для проживания, собственники могут обратиться в исполнительный орган для оспаривания вердикта (в течение 5 суток после принятого решения).
Куда обращаться?
Чтобы частный дом признали аварийным, необходимо обратиться в межведомственную комиссию, которая проводит независимую оценку жилья. Как правило, такая комиссия состоит из квалифицированных специалистов из Роспотребнадзора, жилищной инспекции, а также из МЧС, администрации города и коммунальных служб. Если необходимо оспорить решение, то собственник может обратиться в районный суд.
Как получить новое жилье
Расселение жильцов из аварийного или ветхого жилья — это долгий и сложный процесс. Для этого необходимо иметь акт от межведомственной комиссии. Расселение жильцов происходит в несколько этапов:
- Частный дом признан аварийным и подлежит сносу. Государственный орган ставит условия и сроки переселения, исходя из оценки комиссии.
- Собирается пакет документов, куда входят:
-
- заключение проектной организации, где доказан факт нарушения конструкции дома;
- копии документов собственника (договор на приватизацию, дарения или мены).
- Выдается распоряжение, где указаны все процедуры по расселению и условия. При расселении каждый собственник получает жилье такой же площади, что и аварийное. Государство предлагает владельцу два варианта: получить выкупную сумму за дом или новую недвижимость. Как правило, собственник не имеет право выбирать район или улицу нового жилища. Большой популярностью пользуется первый вариант, так как он включает в себя все расходы на переезд, поиск нового дома, оформления пакета документов.
Очередь из выселенцев составляется администрацией города. Новое жилье выдается не только семьям, проживающих в аварийных домах, но и собственникам, которые входят в программу помощи молодым или многодетным семьям. Иногда жилье, которое подлежит сносу, может прослужить еще 5-10 лет до тех пор, пока не наступит очередь на выселение.
https://www.youtube.com/watch?v=vxtzSBs2QRw