Все аварийные дома идут под снос в обязательном порядке, так как угрожают жизни жильцов. Для собственников частных домов — это отличная возможность приобрести новое жилье, более качественное и полнометражное за счет государства. Давайте узнаем, какое жилье считается аварийным, как присвоить дому такой статус и в какие инстанции обращаться?

Какое жилье считается аварийным

По государственным стандартам, любая конструкция не должна превышать установленные нормы инфразвука, шума, вибрации, а также концентрации вредных веществ и уровня напряженности электрического поля. Также жилье могут признать аварийным, если:

  • конструкция износилась на 65-70%, при этом показатели одинаковые как для кирпичных и панельных, так и для деревянных домов;
  • при ухудшении эксплуатационных и технических характеристик дома, из-за которых снижается надежность и устойчивость строения;
  • если частный сектор находится в опасной зоне. Например, вблизи рек, где регулярно меняется фаза водного режима — наступают паводки. Также около горных хребтов, где фиксируются зоны схода лавин, оползней и селевых потоков;
  • конструкция дома была повреждена из-за геологических явлений (пожары, наводнения, землетрясения, посадка грунта);
  • если конструкция жилья нарушена из-за аварий или взрывов;
  • при нарушении целостности фундамента, что приводит к обрушению всего жилого дома;
  • если частный сектор находится в зоне, где могут произойти техногенные аварии;
  • на территории жилищной зоны нарушены санитарные или эпидемиологические нормы;
  • при нарушении уровня шума. Например, если окна секторов выходят на главную дорогу или магистраль.

Как признать частный дом аварийным

Эта процедура опирается на Жилищный кодекс РФ и находится в компетенции администрации города. Для того чтобы признать недвижимость аварийной, нужно пройти несколько этапов:

  1. Подготавливается заявление в комиссию по оценки качества жилого сектора. В заявлении собственнику необходимо указать жалобы и причины, по которым он считает, что дом не пригоден для проживания. Вместе с письменным обращением отправляются копии таких документов, как технический паспорт, планы помещения и разрешение на перепланировку. Помимо заявления можно приложить ранее написанные жалобы или письма от соседей или других собственников дома (в случае, если частный сектор делится на несколько жильцов).
  2. На основании заявления проводится экспертиза дома и прилегающей территории.
    Комиссия исследует конструкцию дома, наличие и состояние коммуникаций, а также изучит качество строительных материалов и их состояние.
  3. Межведомственная комиссия рассматривает экспертизу и спустя время выносит вердикт. Если по результатам жилье признано пригодным и безопасным для проживания, собственники могут обратиться в исполнительный орган для оспаривания вердикта (в течение 5 суток после принятого решения).

Куда обращаться?

Чтобы частный дом признали аварийным, необходимо обратиться в межведомственную комиссию, которая проводит независимую оценку жилья. Как правило, такая комиссия состоит из квалифицированных специалистов из Роспотребнадзора, жилищной инспекции, а также из МЧС, администрации города и коммунальных служб. Если необходимо оспорить решение, то собственник может обратиться в районный суд.

Как получить новое жилье

Расселение жильцов из аварийного или ветхого жилья — это долгий и сложный процесс. Для этого необходимо иметь акт от межведомственной комиссии. Расселение жильцов происходит в несколько этапов:

  1. Частный дом признан аварийным и подлежит сносу. Государственный орган ставит условия и сроки переселения, исходя из оценки комиссии.
  2. Собирается пакет документов, куда входят:
    • заключение проектной организации, где доказан факт нарушения конструкции дома;
    • копии документов собственника (договор на приватизацию, дарения или мены).
  1. Выдается распоряжение, где указаны все процедуры по расселению и условия. При расселении каждый собственник получает жилье такой же площади, что и аварийное. Государство предлагает владельцу два варианта: получить выкупную сумму за дом или новую недвижимость. Как правило, собственник не имеет право выбирать район или улицу нового жилища. Большой популярностью пользуется первый вариант, так как он включает в себя все расходы на переезд, поиск нового дома, оформления пакета документов.

Очередь из выселенцев составляется администрацией города. Новое жилье выдается не только семьям, проживающих в аварийных домах, но и собственникам, которые входят в программу помощи молодым или многодетным семьям. Иногда жилье, которое подлежит сносу, может прослужить еще 5-10 лет до тех пор, пока не наступит очередь на выселение.

https://www.youtube.com/watch?v=vxtzSBs2QRw