Оформление документов при возврате товара

Законодательство РФ, связанное с правами потребителей, предоставляет широкий спектр возможностей относительно их реализации и внедрения в повседневной жизни. Прежде всего, это имеет отношение к тем людям, которые являются пострадавшими от покупки либо некачественного товара (товара, имеющего брак), либо того, который не подошёл по размерам, цвету, либо габаритам и прочее.

По общему правилу, возврат либо обмен товара на подобный возможен в течение 14 дней с момента его приобретения. При этом не имеет решающего значения сохранность товарного либо кассового чека, в этом случае можно воспользоваться показаниями свидетелей. При этом, в ситуации, когда аналогичного либо похожего товара на складе в магазине, то покупатель вправе отказаться от исполнения сделки и потребовать возврата денежной суммы, выплаченной за товар.Условия, при которых товар не подлежит возврату либо обмену:

  1. Непреложным условием возврата является факт сохранения товаром надлежащего вида и качества – это означает, что должны сохраниться бирки, пломбы и т.д., а также он не должен быть в употреблении;
  2. Так же сам товар должен не входить в перечень товаров, не подлежащих обмену.

В перечень товаров не подлежащих обмену входят 14 наименований различных товаров, среди которых:

  • Парфюмерия и косметическая продукция;
  • Ювелирные украшения;
  • Мебель;
  • Цветы, различные растения и животные;
  • Автомобили и т.д. (подробнее эту информацию можно узнать в самом Перечне, в ред. Пост. Пр. РФ от 20.10.1998 N 1222 и от 06.02.2002 N 81)

vozvrat-tovaraВозврат денежных средств при условии возврата качественного товара продавцу должен произойти в течение трех дней с момента его получения.

Существует также ситуация, когда при заключении договора купли-продажи оговаривается срок его поставки. В этом случае цена товара оплачивается заранее. Вам необходимо заранее договориться о сроках поставки товара.

В случае просрочки поставки, Вы, как пострадавшая сторона, имеете право требовать выплаты неустойки в сумме 0,5 % от суммы предоплаты за каждый день просрочки, также возмещения понесённых Вами в связи с этим убытков. В этом случае необходимо написать заявление на имя начальника, и, как правило, тогда неустойку без особых проблем возвращают.

Если же Вы приняли решение об отказе от договора, деньги Вам обязаны вернуть в течение 10 дней.

Причины возврата товара

Использование законодательства о защите прав потребителей является возможным, если покупатель приобретает товар лично для своего индивидуального пользования, а не, скажем, предпринимательских целей.

По статистике большинство потребителей испытывают моральное давление именно в тот момент, когда пытаются вернуть не понравившийся им товар. При этом говоря «не нравится» либо «не подходит» покупатель может наткнуться на нечестное, а порой даже незаконное поведение продавца. При этом последние нередко вводят покупателей в заблуждение относительно возможностей возврата и сроков.

По закону потребителю предоставлены две группы прав, которыми тот вправе воспользоваться:

  1. Которые возникают до момента покупки, иначе говоря, в процессе выбора;
  2. Вторая возникает непосредственно в момент заключения сделки, то есть приобретения товара.

Остановимся поподробнее на первой группе:

  • Прежде всего, покупатель имеет право на покупку качественного товара, то есть его пригодность должна соответствовать рекламным лозунгам;
  • Также товар должен быть безопасным для использования, как для самого покупателя, так и для окружающих при обычных условиях его хранения;
  • Подробная информация о дистрибьюторе и изготовителе товара – право потребителя. Продавец обязан в доступной форме предоставить её возможному покупателю. При получении вреда здоровью от товара, сведения о котором в процессе покупки не были полученными, пострадавшая сторона наделяется правом на возмещение такого вреда и связанных с этим убытков.

Несоблюдение всех, указанных выше условий может послужить основанием для возврата товара. И тут следует обратить на вторую группу прав. Прежде всего это право на обмен товара либо возврат уплаченной за него суммы.

Итак, какими могут быть возможные причины возврата товара?

  • Не подходит фасон;
  • Не нравится цвет — не соответствует желаемому;
  • Не подошёл размер (особенно это характерно при покупке вещей через интернет-магазины);
  • Покупатель передумал;
  • Наличие дефектов либо неисправностей в товаре;
  • Доставка заказа в неполной либо неправильной комплектации.

Перечень документов при возврате

Чтобы осуществить обратную покупке операцию, то есть возврат, необходимо составить в письменном виде заявление, в котором изложить все претензии касательно купленного товара.

Кроме всего прочего содержание текста заявления должно включать в себя следующее:

  • Реквизиты предприятия-продавца (для грамотного и действенного составления заявления нужно обладать информацией относительно правильного наименования юридического лица-продавца. Для этого необходимо определить на кассовом чеке значение ОГРН.
  • Паспортные данные, адрес регистрации;
  • Описание товара;
  • Изложение сути претензии (не подходит размер, фасон; требование о возмещении ущерба);
  • К заявлению необходимо приложить товарный и кассовый чеки, гарантийный талон, при наличии сервисную книжку (однако требования, изложенные в этом пункте, не являются обязательными, поэтому, если таковых документов не имеется, необходимо воспользоваться показаниями свидетелей).

Заявление необходимо составить в двух экземплярах: один – продавцу, второй остаётся у Вас на руках с подписью последнего.

 

По статистике около 80% подобных заявлений, возвращённых покупателям и оставленных без действия, находят поддержку в судебных органах. Срок рассмотрения заявления исчисляется 10 днями. После этого можно обратиться в суд.

Правовые основы возврата товара

Правовой основой возврата товара являются положения, изложенные в:

  • ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • Перечне технически сложных товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 гола № 924);
  • Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации;
  • Гражданском Кодексе РФ (положения о договоре купли-продажи).

Прежде всего, если при покупке товара продавец изначально не упомянул о скрытых либо явных недостатках, то покупатель наделяется законом следующим спектром прав, и на основе этого требовать от продавца совершения следующих действий:

  1. Соразмерно снизить цену при продаже подобного товара (услуги);
  2. Бесплатно устранить недостатки в разумный срок;
  3. Возместить расходы, сделанные самостоятельно и направленные на устранение недостатков.

Если же недостатки являлись слишком существенными, то покупатель наделяется следующими правами:

  1. Отказ от исполнения условий сделки, требование вернуть деньги, потраченные на товар;
  2. Требование замены товара на аналогичный, однако соответствующий нормам качества.
    Если же товар покупался Вами в дистанционном режиме, то Вы можете на законном основании, в течение 7 дней с момента его получения осуществить возврат, независимо от наличия в нём недостатков. Даже, если такой товар полностью соответствует нормам качества, но, например, не подходит Вам по цвету.

Документальное оформление возврата товара

Возврат товара в день покупки

oformlenie-vozvrataЕсли товар был возвращён продавцу в день покупки, то основываясь на Акте о приёме товара и кассовом чеке, который подписан ИП, покупателю возвращается уплаченная за товар сумма.

Продавцу необходимо заняться составлением Акта возврате денежных сумм покупателю на основании неиспользованных кассовых чеков по форме N KM-3. Он составляется в единичном экземпляре и подписывается руководителем. Затем вся, указанная выше, документация сдаётся в бухгалтерию.

Возврат товара не в день покупки

Основным отличием от предыдущей ситуации является то, что деньги выдаются покупателю на основании заявления (которое рассматривалось выше), из основной кассы, а не операционной.

Исправление счета-фактуры

Товар принят на учет

В случае возврата товара покупателем, уже принятого на учёт, происходит явление обратной реализации, такого мнения придерживается финансовое ведомство.В этом случае нет надобности в каких-либо корректировках, покупателем должен быть начислен НДС с обратной реализации и выставлен счет-фактура. При этом корректировочный счет-фактура не нужен.

Товар не принят на учет

В этом случае необходимо руководствоваться положениями пункта 3 ст. 168 НК РФ, и продавцу необходимо будет выставлять корректировочный счёт-фактуру.

Следует знать о том, что составление выше упомянутого документа является возможным при наличии соответствующего документа, подтверждающего заключение сделки, который определяет согласие покупателя на изменение стоимости.Если в отгруженном товаре будут найдены недостатки, которые устранить в разумный срок является мало возможным, то:

  1. Покупателем составляется соответствующий акт и письменная претензия.
  2. Покупатель принимает такой товар на ответственной хранение, а в дальнейшем на основании товарно-транспортной накладной отгружается в адрес продавца.
  3. Далее происходит процедура приема НДС к вычету со стороны продавца
  4. В свою очередь покупатель восстанавливает НДС, путем составления корректировочного счета-фактуры, который составляется на основании разницы между первоначальной стоимостью и уменьшенной стоимостью при отгрузке.

Вывод

Из всего вышесказанного можно подвести закономерные итоги:

  • При заключении сделки необходимо быть внимательным как продавцу, так и покупателю;
  • Необходимо руководствоваться прописанными в законе правилами;
  • Покупатель, в свою очередь, при заключении сделки, должен быть внимательным, чтобы избежать возможных осложнений.