Фактический переход недвижимости от продавца к покупателю происходит на базе придаточного акта или как его еще называют акта приема-передачи. Данная обязанность каждой из сторон договора подробно описана в 556 статье Гражданского Кодекса.
Если не вдаваться особо в детали, то акт приема-передачи – это:
- продолжение договора о купле-продаже;
- своего рода подтверждение того, что каждая из сторон в точности выполнит свои обязательства.
Документ составляется в свободной форме, но при этом он должен быть максимально привязан к первичному договору и списку дополнительных реквизитов и требований.
Акт может составляться:
- На первичном рынке недвижимости.
- При купле-продаже вторичной собственности.
При этом они варианты акта будут отличаться между собой по содержанию. Однако если соглашение купли-продажи разрабатывалось нотариусом или профессиональными юристами, то лучше, чтобы они же поработали и над актом приема-передачи.
Если возникли какие-либо вопросы, то можете задать их нашим юристам.
Зачем нужен передаточный акт?
Акт приема-передачи — это один из важнейших документов при покупке или продаже недвижимости. Именно с его помощью подтверждается передача собственности (или обязанность передачи в будущем):
- застройщиком покупателю;
- продавцом покупателю.
Данный акт включен в перечень обязательных документов, требуемых для того чтобы зарегистрировать права собственности на недвижимость. Часто данный документ составляется от руки в свободной форме. Все потому что единого утвержденного образца пока не предусмотрено. Именно поэтому важно учесть все основные моменты.
По действующему сегодня закону все права собственности возникают только после прохождения государственной регистрации. Это означает, что покупатель становится новым собственником только после того как:
- Регистрация закончилась.
- Было получено свидетельство владения данной недвижимостью.
Однако бывает так, что регистрация есть, а квартира по факту не перешла к новому владельцу. В реальной жизни часто встречаются случаи, когда сторонами был подписан договор купли-продажи, указанная сумма была передана, но продавец продолжает проживать в данном жилом помещении. Естественно такие моменты должны быть отдельно расписаны в договоре купли-продажи.
Обязательные сведения
Согласно пункту 1 статьи 556 ГК все обязательства прекращаются после подписания сторонами документа о передаче собственности. Исключение возможно только если какие-либо иные условия были предусмотрены в документе купли-продажи. Также там сказано, что уклонение какой-либо из сторон от подписания акта передачи является отказом от взятых обязательств по принятию или передаче собственности.
Основные моменты, которые должны быть указаны в документе:
- Дата и место проведения процедуры приема и передачи.
- Отсылка на первоначальный договор (договор купли-продажи либо строительства).
- Данные каждой из сторон (ФИО, данные паспорта, реквизиты организации, если в сделке участвует юридическое лицо).
- Адрес передаваемой недвижимости.
- Переданный ПИБ-ом номер квартиры.
- Главные характеристики недвижимости (ее площадь, жилищные условия, состояние окон, стен, потолка, пола, наличие водопровода, интернета, телефона и прочее).
- Финальная стоимость недвижимости.
- Сведенья о коммунальных платах.
- Наличие либо наоборот отсутствие претензий сторон друг к другу.
- Подписи сторон и их расшифровки.
- Данные о дефектах квартиры или их отсутствии.
Кроме этого, в документе могут быт и дополнительные пункты. Главное, чтобы они никак не противоречили законодательству.
Как правильно описать квартиру?
Часто акт приема-передачи сопровождается подробным описанием квартиры. Оно может быть частью самого акта, либо выступать в качестве дополнительного приложения. Подробное описание общего состояния недвижимости требуется для защиты сторон и предотвращения нежелательных расходов.
Оно должно содержать:
- описание всех имеющихся дефектов помещения в том числе: кухонного инвентаря, ванной и туалета, тепловых и электрических сетей, канализации и водопровода;
- подробное перечисление передаваемых предметов, таких как мебель, элементы внутреннего интерьера и бытовой техники;
- показания установленных в данной квартире счетчиков на воду газ и электричество.
По настоящему закону жилплощадь должна передаваться в подходящем для нормального проживания состоянии. Именно поэтому при приеме новой квартиры стоит проверить:
- Все электрические приборы, они должны находиться в рабочем состоянии.
- Состояние дверей и окон.
- Работу выключателей и розеток.
- Состояние проданного имущества.
На основании всего выше перечисленного можно принять решение:
- о подписании акта приема-передачи;
- об отказе на основании несоответствия недвижимости условиям, предъявляемым документом.
Образец акта приема-передачи
Документ должен быть составлен в трех экземплярах. По одной остается у каждой из сторон. А третья версия передается в Федеральную службу государственной регистрации. То, когда именно подписывается документ, зависит от отдельных региональных правил. В некоторых регионах он передается для регистрации сразу с договором о купле-продаже, а в других — только после того, как договор будет уже зарегистрирован.
Перед подписанием документа важно проверить:
- нет ли за квартирой долгов по коммунальным платежам;
- не числится ли она в залоге.
В противном случае все долги данной недвижимости станут проблемами новых владельцев. Если какие-либо моменты в данном разделе вам непонятны, вы можете бесплатно проконсультироваться с нашими юристами.
Советы по принятию квартиры
Рассмотрим пять основных моментов, о которых следует помнить при принятии квартиры:
- Не стоит сгоряча ничего подписывать. Если при осмотре квартиры выявлены недочеты, то они должны быть исправлены. Причем не стоит верить продавцу на слово. Только когда он устранит все, тогда и будет подписан акт. Данный момент особенно актуален при покупке от застройщика, когда было обещано одно, а по факту получилось иначе.
- Нужно тщательно все проверять. Важно понимать, что некоторые дефекты можно будет выявить уже при использовании. Например, если принимать недвижимость в летнее время, то трудно оценить, как греют батареи. Но большую часть недостатков все-таки можно обнаружить, если смотреть внимательно.
- Необходимо указывать срок на исправление недочетов. Если все-таки удалось найти какие-либо дефекты, то нужно строго регламентировать время, в течение которого они будут устраняться.
- Все должно сопровождаться соответствующими документами. Это также относится к предыдущим пунктам. Если недочёты установлены и выделено время на их устранение, то нужно всё это задокументировать.
- Если дефекты не будут устранены в указанное время, то можно обратиться за компенсацией.
В случае если при составлении акта стороны пригласили свидетелей, то лучше, если их паспортные данные также будут указаны в документе. Это поможет избежать спорных ситуаций и действительно привлечь данных граждан в качестве свидетелей.